Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
22.04.2011 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОРА ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ

В этом году основными угрозами для белорусской экономики станут внешний дисбаланс и инфляционное давление, которые будут тормозить рост ВВП. Устранение диспропорций потребует проведения жесткой фискальной и монетарной политики. Поэтому возможности «разогревать» внутренний спрос в 2011 г. практически исчерпаны, и прирост ВВП окажется в 2,5–3 раза меньше, чем запланировано. Такие выводы содержит апрельский доклад Немецкой экономической группы в Беларуси и Института приватизации и менеджмента. Их прогноз существенно расходится с цифрами, на которые надеется выйти правительство страны.

В этом году основными угрозами для белорусской экономики станут внешний дисбаланс и инфляционное давление, которые будут тормозить рост ВВП. Устранение диспропорций потребует проведения жесткой фискальной и монетарной политики. Поэтому возможности «разогревать» внутренний спрос в 2011 г. практически исчерпаны, и прирост ВВП окажется в 2,5–3 раза меньше, чем запланировано. Такие выводы содержит апрельский доклад Немецкой экономической группы в Беларуси и Института приватизации и менеджмента. Их прогноз существенно расходится с цифрами, на которые надеется выйти правительство страны.

По оценке экспертов, чтобы ослабить инфляционное давление, властям придется свернуть монетарные стимулы, применявшиеся ранее. При этом основными инструментами станут снижение денежной базы и повышение процентных ставок. При использовании достаточно радикальных и своевременных ограничений появляется возможность избежать существенной девальвации белорусского рубля. Вместе с тем экономисты ожидают большую гибкость обменного курса на других сегментах валютного рынка.

Основные риски в проведении фискальной политики будут связаны с финансированием текущих расходов: зарплат, начислений на оплату труда, текущих трансфертов и т.д. Продолжит возрастать нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием внешнего долга. В этой ситуации правительство будет вынуждено ограничивать ряд расходов. Скорее всего, дефицит консолидированного бюджета превысит запланированные 3% от ВВП и составит 3,5% на конец текущего года и 3,1% в 2012 г.

Наращивание экспорта нефтепродуктов в этом году позволит сократить отрицательное сальдо счета текущих операций до 8 млрд. USD (13,2% ВВП). В дальнейшем можно будет ожидать снижения дефицита по счету текущих операций до 5,3 млрд. USD (8,1% ВВП в 2012 г.). Эксперты группы не разделяют оптимизма властей по поводу притока зарубежного капитала. В текущем году согласно прогнозу чистый приток ПИИ в страну увеличится незначительно — до 1,7 млрд. USD, но в 2012 г. вырастет за счет более активной приватизации (что может принести 2,2 млрд. USD), слияний и поглощений в промышленности, банковской сфере и секторе услуг. Впрочем, как отмечали участники дискуссии, состоявшейся на презентации доклада, обещания масштабной распродажи госсобственности так часто не выполнялись, что в них слабо верится. К тому же многие активы сегодня уже не интересуют потенциальных инвесторов.

Портфельные инвестиции составят 0,8 млрд. USD за счет размещения евробондов, а в 2012 г. сократятся до 0,5 млрд. USD. Чистый приток других инвестиций (внешних кредитов и займов) прогнозируется на уровне 5,7 млрд. и 2,7 млрд. USD соответственно. Таким образом, сальдо финансового счета на конец года вполне может достигнуть 8,2 млрд. USD в текущем году и 5,4 млрд. в следующем, а совокупный внешний долг — 60,8% и 62,3% ВВП соответственно, т.е. превысит порог, установленный Соглашением о единой согласованной макроэкономической политике, заключенным 9.12.2010 г. Беларусью, РФ и Казахстаном.

Красная цена потребления и экспорта

Инфляция превысит официальный прогноз почти вдвое — до 17,8% в год. Учитывая, что на середину апреля годовой «план» по индексу потребительских цен уже достигнут, такая оценка выглядит, пожалуй, даже излишне оптимистичной. Причиной нарастания инфляционного давления и внешнего дефицита эксперты считают прошлогодний разогрев экономики на основе внутреннего спроса. Это должно заставить власти применять ряд непопулярных мер. Одна из них — значительная девальвация рубля. Это может улучшить динамику и конкурентоспособность экспорта, снизить привлекательность импорта, повлечет существенный рост инфляции, быстрое снижение реальных доходов населения. Альтернативный сценарий «внутренней девальвации» основан на прямом ограничении внутреннего спроса за счет радикального ужесточения фискальной и монетарной политики. При этом необходимо ограничить номинальные доходы, свернуть квазифискальные операции вроде директивного кредитования. Наиболее возможным вариантом экспертам видится сочетание мер обоих сценариев. В любом случае придется продолжать внешние заимствования, поскольку сбалансирование внешней торговли в краткосрочной перспективе маловероятно.

Пока неясно, готовы ли власти проводить жесткую фискальную и монетарную политику, официально объявить девальвацию, что грозит усилением социально-экономической напряженности в стране. Наиболее вероятным выглядит вариант политики ограничительных мер. Они могут замедлить рост цен в 2012 г. до 8,7% — если впредь не злоупотреблять печатным станком.

На этом фоне можно ожидать плавного снижения официального обменного курса в рамках объявленного коридора, тогда как на других сегментах валютного рынка курс рубля будет снижаться существенно быстрее, что собственно уже произошло.

Прогноз в монетарной сфере основан на допущении о том, что экономические власти продолжат использовать внешние заимствования для поддержания золотовалютных резервов в условиях внешнего дефицита. Ситуация может отчасти стабилизироваться посредством ограничительной политики. Скорее всего, жесткие меры валютного регулирования сохранятся: ограничения на покупку-продажу иностранной валюты, фактический запрет на изменение валюты депозитов, целевой принцип покупки валюты по официальному курсу и т.п. Сочетание административных и экономических инструментов будет направлено на «замораживание» спроса на белорусские рубли, и, следовательно, долларизацию депозитов и денежного мультипликатора.

Вероятно, Нацбанк будет постепенно ограничивать денежное предложение. По оценке авторов прогноза, можно говорить о 30-процентном сокращении объема рефинансирования банков (без учета операций рефинансирования на основе валютных СВОПов с банками) в этом году, при последующем росте на 10% в 2012-м. Однако практика проведения таких операций может сохраниться, поскольку Нацбанку будет трудно отказаться от нее в краткосрочной перспективе. Тем не менее, экономисты прогнозируют снижение денежной базы в этом году на 3,9% к уровню 2010 г. и ее рост на 19,3% в следующем году.

Однако власти упорно не желают снижать официальный курс рубля, выбрав вариант установления режима множественности обменных курсов, фактически уже действовавший. Однако устойчивость этой системы в долгосрочном периоде весьма сомнительна, поскольку она приводит к большому количеству диспропорций и искажений на рынке, посылая неверные сигналы экономическим агентам.

Сворачивание фискальных и монетарных стимулов положительно скажется на динамике чистого экспорта. Эксперты предполагают, что неизбежно резкое снижение государственного потребления в текущем году на 15% к уровню 2010 г. и на 10% — в 2012-м, которое снизит ВВП на 2,5 п.п. в текущем году и на 1 п.п. — в 2012-м. Вследствие снижения темпов роста доходов следует ожидать достаточно низкого уровня потребления домашних хозяйств (1,2% — в т.г. и 1,9% в 2012-м). Рост валового накопления основного капитала в рамках этого сценария возможен на уровне 4,4% до конца года и 8% — в 2012 гг. В этих условиях чистый экспорт будет примерно на уровне предыдущего года, а вот в 2012 г. он может вырасти на 12%.

Давление на бюджет

Консолидированный бюджет, будет исполнен с дефицитом 3,5% ВВП в этом году и 3,1% в 2012 г., предполагают авторы доклада. Для сравнения: в прошлом году дефицит составил 2,6% ВВП и был профинансирован внешними заимствованиями. Официальный прогноз на 2011 г. — 3% — обусловлен растущими социальными расходами и попыткой сохранить прежние объемы господдержки. Однако экономические дисбалансы, проявившиеся в начале года, заставили правительство обсуждать сокращение дефицита до 1,5% от ВВП за счет снижения капитальных расходов.

Прогноз расходов на 2011 г., представленный экспертами, учитывает возможность сокращения капитальных расходов до 6,9% от ВВП, это на 1,5 п.п. ниже уровня 2010 г. Текущие расходы бюджета, предположительно, возрастут из-за нагрузки по обслуживанию госдолга и обязательств, связанных с выплатой зарплат. Определенное снижение расходов на госзакупки способны замедлить общий рост текущих расходов бюджета на 1,1% ВВП (25,3%в 2011 г. и 24,2% — в 2010-м). Таким образом, общие расходы консолидированного бюджета в этом году авторы доклада прогнозируют на уровне 32,2% ВВП, в следующем – снижение до 31,2% за счет текущих расходов.

Доходы консолидированного бюджета в 2010 г., по оценке экспертов, снизятся с 29,9% к ВВП в 2010 г. до 28,7% в нынешнем и 28,1% в 2012-м благодаря отмене ряда налогов и сборов. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности могут измениться из-за сокращения импорта и в связи с новыми условиями нефтепереработки. Неналоговые доходы, как ожидается, останутся на уровне 2010 г. (2,4% от ВВП). Прогноз доходов на 2012 год — 28,1% ВВП, т.к. возможно дальнейшее сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности. По мнению Глеба Шимановича, одного из авторов доклада, экономические трудности не приведут к новому витку роста налогов. Можно лишь ожидать увеличения акцизов на некоторые товары.

Спасти платежный баланс

У Беларуси есть шанс сократить дефицит торговли товарами и услугами в этом году до 6,9 млрд. USD (11,4 % ВВП), а отрицательное сальдо текущего счета уменьшить до 8 млрд. USD (13,2% ВВП), уверены эксперты. По их мнению, белорусских производителей ожидает опережающий рост экспорта (на 26,1% г/г) по сравнению с импортом (19,5% г/г). Увеличить экспорт удастся расширением торговли нефтепродуктами со странами вне СНГ, благодаря новым условиям поставок российской нефти в Беларусь, быстрым ростом мирового потребления калийных удобрений и постепенным восстановлением спроса на недрагоценные металлы. Оживление российской экономики усилит спрос на белорусские машины и оборудование (включая продукцию автомобильной промышленности).

Рост импорта будет вызван повышением цен на российский газ, увеличением объемов импортируемой нефти из России (с 12,9 до 21,7 млн. т), и Венесуэлы (с 1,8 до 5 млн. т), а также промежуточных товаров, необходимых для производства экспортной продукции. Одновременно прогнозируется сокращение импорта инвестиционных и потребительских товаров вследствие усложнения покупки валюты для расчетов за них.

Ожидается, что отрицательное сальдо в торговли товарами до конца года достигнет 9,2 млрд. USD, а в 2012 г. сократится до 6,6 млрд. USD. По мнению авторов доклада, дефицит торговли товарами удастся частично компенсировать положительным сальдо от торговли услугами в размере 2,3 млрд. USD в т.г. и на 2,4 млрд. в 2012-м. Экспорт услуг в этом году должен увеличиться на 28,3% по сравнению с 2010-м, а в 2012 — на 17,3% из-за повышения ставок на транзит нефти и газа через Беларусь, а также активизации международных грузоперевозок. В то же время импорт услуг вырастет на 23,6% и 25,6% соответственно. Основными факторам влияния здесь будут возможное сокращение импорта потребительских товаров и услуг по их транспортировке, уменьшение поездок белорусов за границу в связи с нехваткой валюты и ростом стоимости туристских услуг с одной стороны. С другой — увеличится импорт транспортных и строительных услуг в связи с проведением в 2014 г. в Минске чемпионата мира по хоккею.

Зато в 2011—2012 гг. возрастет сальдо текущих трансфертов вследствие роста притока таможенных пошлин, в рамках Таможенного союза, подлежащих распределению между Россией, Казахстаном и Беларусью. В соответствии с прогнозом, отрицательное сальдо доходов увеличится в этом и следующем годах из-за роста отрицательного сальдо инвестиционных доходов, связанного с увеличением выплаты нерезидентам процентов по обязательствам органов госуправления и сектора нефинансовых организаций.

Итак, прогнозы независимых экспертов существенно расходятся с официальными прогнозами. Разумеется, на них можно не обращать внимания. Но реалии I квартала заставляют задуматься, как далеко зайдут расхождения «по плану и факту» и как они отразятся на экономике страны и ее гражданах.

Оксана Кузнецова

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by