$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Пора нормализовать риск-премии

06.05.2016

Денежно-кредитная политика в текущем году направлена, прежде всего, на поддержание макроэкономической сбалансированности, обеспечение финансовой стабильности и снижение инфляционных процессов. Об этом было заявлено 5 мая на расширенном заседании Правления Нацбанка.

Все инструменты монетарной политики направлены на достижение главной цели – сдерживание инфляции в пределах 12%. При этом по итогам I квартала удалось удержать  промежуточный ориентир монетарной политики – прирост широкой денежной массы – в рамках установленных параметров, но инфляция сложилась выше прогнозной траектории: прирост потребительских цен за 3 месяца года составил 5,7% против планировавшихся 5%.

Такое превышение по мнению регулятора связано с краткосрочным всплеском инфляции в начале года в силу административного повышения цен и краткосрочного действия курсового фактора. Учитывая разовый характер воздействия этих факторов, Нацбанк надеется, что инфляционные процессы будут иметь тенденцию к замедлению и в июне т.г. инфляция приблизится к 12%-м в годовом выражении.

Существенное влияние на экономические процессы в стране в I квартале 2016 г. по-прежнему оказывала динамика обменного курса белорусского рубля.

В целом за январь – март т.г. он ослабел к корзине валют на 12,7%. При этом основное снижение (на 11,4%) пришлось на январь, когда на фоне быстрого ослабления российского рубля сформировался чистый спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения на внутреннем валютном рынке республики.

Если в январе 2016 г. граждане на чистой основе купили 189 млн. USD, то в последующие месяцы они уже стали чистыми продавцами. За I квартал т.г. чистое предложение иностранной валюты со стороны населения сложилось в объеме 148 млн. USD.

Субъектами хозяйствования в целом за январь–март 2016 г. на чистой основе куплено 162 млн. USD. При этом весь объем покупки пришелся на январь, тогда как в феврале–марте после 6-месячного перерыва предприятия вновь стали чистыми продавцами валюты.

Схожие тенденции наблюдались и на депозитном рынке республики. За I квартал 2016 г. срочные депозиты населения в белорусских рублях снизились на 1,4 трлн. Br, в иностранной валюте – на 153 млн. USD.

По мнению Нацбанка, такая ситуация во многом объясняется стремлением домашних хозяйств сохранить расходы на конечное потребление в условиях снижения реальных денежных доходов за счет использования имеющихся сбережений. Другой фактор – январский всплеск девальвационных ожиданий и изменившиеся условия функционирования депозитного рынка.

О снижении влияния этих факторов свидетельствует восстановительная динамика объемов вновь заключенных договоров, уверяют в Нацбанке. Если в январе объем вновь привлеченных вкладов составил минимальные 2,4 трлн. Br, то в марте – в 1,5 раз больше: 3,6 трлн. Br.

В настоящее время большинство индикаторов финансовой стабильности находятся в безопасных диапазонах, считают в Нацбанке. В целом обеспечивается устойчивое бесперебойное функционирование финансового сектора республики.

Основные угрозы стабильности сегодня связаны с реализацией накопленных кредитных рисков в условиях ухудшения финансового положения предприятий и снижения деловой активности. Так, доля проблемных активов банковского сектора на 1 апреля т. г. достигла 11,5%, что оказывает негативное давление на финансовый результат и капитал банков.

Проблема кредитного риска решается в ходе совместных обсуждений с участием Нацбанка, правительства, коммерческих банков и крупнейших кредитополучателей. Большинству предприятий, которые столкнулись с проблемой ухудшения финансового состояния, банки оказали помощь в рефинансировании задолженности и перераспределении долговой нагрузки исходя из потоков поступающей выручки.

Вместе с тем ограничить кредитные риски только за счет банковского сектора не представляется возможным. Для недопущения ухудшения показателей деятельности банков необходимо урегулировать проблему необслуживаемых кредитов, обеспечить активное использование механизма санации жизнеспособных структур и выведения с рынка "хронически" неэффективных предприятий.

Важнейшей задачей в настоящее время является активизация работы по дедолларизации белорусской экономики. В этой связи Нацбанк выступил с инициативой разработать совместный с правительством план мероприятий, предусматривающий всесторонние меры по дедолларизации экономики и четкий график их реализации.

На заседании было отмечено, что на фоне неблагоприятной внешнеэкономической ситуации в I квартале 2016 г. Нацбанком и банками в целом достигнуты поставленные на этот период задачи.

Замедление темпов роста денежной массы, формирование чистого предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, нормализация ситуации на депозитном рынке обусловливают уменьшение инфляционного давления в республике. Это создает возможности для поступательного снижения реальных процентных ставок в экономике, учитывая их достаточно высокий текущий уровень.

Соответственно, одной из задач для банковской системы в ближайшее время останется "нормализация" риск-премии, заложенной в процентных ставках по депозитам и кредитам. Ее решение будет осуществляться поступательно, с учетом комплексного анализа складывающихся макроэкономических рисков и прогноза развития экономики страны.

Одновременно будет продолжено регулирование денежного предложения, что объективно необходимо для сохранения макроэкономической сбалансированности и обеспечения финансовой стабильности.

Одной из основных целей деятельности Нацбанка и банков является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, важным компонентом которой является наличное денежное обращение. В текущем году в его организации планируются масштабные изменения: в соответствии с Указом Президента от 4.11.2015 № 450, с 1 июля 2016 г. в республике будет проведена деноминация белорусского рубля. Подготовка к ней идет в плановом режиме, заверяет Нацбанком. Совместно с заинтересованными республиканскими органами госуправления обеспечивается оперативная разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов и иных документов. Осуществляется комплекс мероприятий по информированию населения, субъектов хозяйствования и банков о вопросах ввода в обращение новых банкнот и монет. На официальном интернет-сайте Национального банка создан специальный раздел, в котором размещаются актуальные документы и информационные материалы по вопросам проведения деноминации. В регионах страны проводятся обучающие семинары для ознакомления кассовых работников банков, организаций торговли и сервиса с внешним видом и элементами защиты новых денежных знаков образца 2009 года. До 1 июля в таких мероприятиях примут участие не менее 7000 человек.

Прогнозируется, что к 1 июля в стране в обращении будет находиться около 600 млн. банкнот старого номинального ряда. Для их замены потребуется ввести в обращение порядка 80 млн. новых банкнот и 400 млн. монет. При этом чтобы обеспечить распознавание и прием новых денег соответствующими техническими средствами, необходимо осуществить доработку программного обеспечения банковского и торгового оборудования, которое используется в Нацбанке, банках, объектах торговли и сервиса. Очевидно, что с учетом масштабов предстоящей работы процесс полного изъятия из обращения банкнот старого образца и их замены на новые деньги не может быть одномоментным. Поэтому на протяжении шести месяцев – с 1 июля по 31 декабря 2016 г. – старые и новые денежные знаки будут находиться в параллельном обращении. В течение следующих пяти лет – до 1 января 2022 г. – банкноты старого образца можно будет обменять на банкноты и монеты нового образца в любой сумме и без взимания комиссионного вознаграждения.

Для ускорения процесса введения в обращение банкнот и монет образца 2009 года и упрощения расчетов в период параллельного обращения новых и старых денежных знаков Нацбанком принят ряд решений и рекомендаций.

Учитывая, что именно в первые дни проведения деноминации прогнозируется наиболее высокий спрос со стороны населения на новые денежные знаки, банкам рекомендовано уже с 1 июля 2016 г. обеспечить работу отдельных банкоматов и проведение ряда банковских операций, включая валютно-обменные, с использованием денежной наличности образца 2009 года. При этом перечень банкоматов, которые будут загружены новыми банкнотами, должен быть определен заранее, а соответствующая информация – своевременно доведена до граждан путем размещения на информационных стендах, интернет-сайтах и т.д. Эту информацию необходимо поддерживать в актуальном состоянии вплоть до полного перевода всех банкоматов на работу с банкнотами образца 2009 г. Данную работу рекомендовано максимально завершить в течение июля 2016 г.

В течение месяца с начала проведения деноминации Нацбанк не будет взимать с банков плату за подкрепление новыми банкнотами, в течение 6 месяцев – монетами. Банкам предложено применять аналогичный подход в отношении своих клиентов. Предполагается, что это станет стимулом банков к вывозу выручки от организаций торговли и сервиса в банкнотах образца 2000 года, сдаче ее в полном объеме в Нацбанк и получению там в наибольшем количестве денежных знаков образца 2009 года.

Банкам также рекомендовано в течение 6 месяцев с начала проведения деноминации организовать в своих кассах бесплатный размен банкнот образца 2000 и 2009 годов на монеты образца 2009 года.

Еще одной темой для обсуждения на расширенном заседании Правления Нацанка стали перспективы развития клиентоориентированных цифровых банковских технологий.

В настоящее время основным концептуальные подходы к стратегическому развитию в республике цифровых банковских технологий, является Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, одобренная постановлением Правления Нацбанка от 2.03.2016 № 108. Приоритетная цель Стратегии – значительно расширить к 2021 году взаимодействие банков, их клиентов, органов государственного управления посредством цифровых каналов коммуникаций. Документ дает характеристику существующему в республике потенциалу финансовой системы в области цифрового банкинга, ее сильным и слабым сторонам, а также обозначает основные направления дальнейшего последовательного развития цифровых технологий в сфере финансовых и банковских услуг страны.