$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОРА НАРАЩИВАТЬ КАПИТАЛ И СНИЖАТЬ РИСКИ©

18.02.2014

В Беларуси лизингом смогут заниматься только организации, включенные в специальный реестр. Это предусмотрено проектом указа Президента «О некоторых вопросах регулирования лизинговой деятельности», который находится на согласовании в органах госуправления, сообщил на круглом столе в Минске начальник отдела регулирования лизинговой деятельности управления небанковских операций Нацбанка Александр ДЕДКОВ.

На сегодняшний день нет полных сведений о количестве организаций, работающих на белорусском рынке лизинга, емкость которого оценивается в 1 млрд. EUR.

Нынешнее законодательство позволяет осуществлять деятельность на этом рынке фактически любому юридическому лицу или ИП. Эксперты насчитали 166 таких организаций, из которых профессиональной лизинговой деятельностью занимаются, по их оценкам, лишь около 40.

Полномочиями регулятора этой деятельности проект указа наделяет Нацбанк. Напомним, в 1998 г. была сделана попытка лицензировать лизинг, передав его «под крыло» Минэкономики, но эта идея так и не была воплощена в жизнь. Теперь ее взялся реализовать Нацбанк, считающий лизинговые организации финансовыми посредниками, правда, в широком смысле, не причисляя их к обычным торговцам, подчеркнул А.Дедков.

С принятием указа лизинговыми организациями будут считаться только компании, внесенные в реестр регулятора. Одним из главных условий при этом будет формирование уставного капитала в размере, эквивалентном не менее 50 тыс. EUR в течение 2 лет со дня вступления в силу указа. Такая отсрочка позволит лизингодателям адаптироваться к новым условиям, уверены в Нацбанке, а требование по размеру уставного капитала видится ему эффективной мерой по обеспечению финансовой надежности и устойчивости участников рынка.

С другой стороны, это станет барьером для входа на рынок небольших компаний и укрепит позиции крупных, в первую очередь тех, чьими учредителями являются банки. Кстати, именно крупные компании и так занимают почти 90% рынка лизинга. Отсутствие жесткого контроля их вполне устраивает. «Прибанковская» лизинговая компания зачастую является удобным инструментом для искажения картины банковских рисков. Например, у нее может быть немало «дефолтных» клиентов, которые, если бы они находились в портфеле банка, требовали бы создания резервов, снижающих финансовые показатели. А так банковская отчетность выглядит гораздо лучше, но о реальном положении дел в дочерней лизинговой компании знает лишь ее собственник.

В Нацбанке, видимо, тоже в курсе возможности таких манипуляций. А.Дедков признал, что оценить размер и динамику проблемных активов лизинговых организаций невозможно, поскольку такие активы не отражаются в их отчетности. Правда, в государственной статистической информации в сфере лизинга формы 1-ф (лизинг), которая составляется 1 раз в год юридическими лицами — лизингодателями, основным видом экономической деятельности которых является финансовая деятельность и (или) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, приводится сумма просроченной задолженности на конец отчетного года. Но это не дает представления о проблемной задолженности. Поэтому в проект указа внесено требование о предоставлении регулятору соответствующей отчетности.

Сегодня каждая лизинговая компания самостоятельно оценивает размер своих проблемных активов и принимает меры по работе с ними, причем не всегда достаточно эффективные. Деятельность лизинговых организаций подвержена рискам, аналогичным банковским, возникающим при кредитовании, считают в Нацбанке. Однако если банки имеют возможность покрыть часть таких рисков за счет совершения других банковских операций, то лизинговые компании существенно ограничены в выборе подобных механизмов. К тому же для них действующим законодательством не определены какие-либо требования по оценке и управлению возникающими рисками, формированию резервов, соблюдению нормативов. Этот пробел намерен восполнить Нацбанк в соответствии с проектом указа. Кроме того, там предусмотрено право лизингодателя осуществлять контроль сохранности предмета лизинга, в т.ч. переданного в сублизинг, а также право использовать предмет лизинга в качестве предмета залога по кредиту, привлеченному для приобретения данного предмета лизинга. Кроме того, в проекте содержится норма, позволяющая передавать возвращенный предмет лизинга в аренду.

Иван МИХАЛЕВИЧ