$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Пора менять приоритеты

04.11.2011

Всемирный банк (ВБ) представил во вторник новый доклад «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста». Его авторы рекомендуют белорусским властям провести комплексную реформу бюджета в целях сокращения госрасходов и снижения налоговой нагрузки.

Доклад является первой частью двухэтапного обзора госрасходов, в котором предложены варианты проведения фискальных реформ. Рекомендации направлены на сокращение масштаба государственного управления экономикой и уменьшение доли госсектора при одновременном принятии мер по смягчению последствий реформ для наиболее уязвимых категорий населения.

«Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние 3 года, расходы государственного сектора по-прежнему составляют около 44% ВВП, что примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5% выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики, — считает старший экономист ВБ и руководитель группы экспертов по подготовке доклада Галина Андронова-Винселетт. — В дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов».

В докладе представлены рекомендации о необходимых преобразованиях в бюджетной сфере, в т.ч. в части пенсионного обеспечения, социальной защиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, призванных обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП в среднесрочный период. Вывод — нужно скорейшее реформирование бюджетного сектора и незамедлительная макроэкономическая корректировка, учитывая опасно низкий уровень резервов и быстрое ослабление обменного курса. «В настоящее время в условиях нестабильной макроэкономической среды Беларусь испытывает давление на бюджет, которое связано с необходимостью одновременно бороться с серьезными дисбалансами и углублять структурные реформы», — говорится в докладе.

«Низкий явный дефицит бюджета в Беларуси дает лишь частичное представление об общем состоянии бюджета и фискальных рисках», — считают авторы обзора . Пока же ВБ отмечает квазифискальный характер льготного финансирования госпрограмм с последующей компенсацией потерь госбанков из бюджета. По данным исследования, в 2009–2010 гг. такое кредитование ежегодно увеличивалось на 60%. К концу 2010 г. более 60% выданных банками кредитов были связаны с финансированием госпрограмм. Всего на эти цели, по оценке ВБ, в 2010 г. было израсходовано 8,5% ВВП, сумма задолженности по таким кредитам достигла в прошлом году 25,5% BBП, а просроченная задолженность — превысила 15% ВВП.

ВБ рекомендует также пересмотреть «несправедливые» энергетические субсидии. По данным банка, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП. «Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции», — сказано в докладе. В то же время, по расчетам ВБ, для выхода на заявленные целевые показатели уровня возмещения затрат необходимо значительное повышение тарифов. Так, на теплоснабжение для бытовых потребителей эти тарифы к 2014 г. могут вырасти на 112–256%, на природный газ и электроэнергию — на 110–233% и 63–108% соответственно. Все диапазоны даны в реальном выражении; повышение в номинальном выражении должно быть выше с учетом инфляции. Однако повышение тарифов до уровня полного возмещения затрат в отсутствие мер компенсации за 4 года привело бы к повышению уровня бедности (как его понимают в Беларуси) на 1,4–1,9 п.п. Иными словами, до 190 тыс. человек могут оказаться за чертой бедности, а еще 120 тыс. — перейти в категорию умеренно малообеспеченных и уязвимых при условии сохранения прочих экономических параметров, включая уровень потребления домохозяйств, в неизменном виде. Общие материальные потери населения в результате предлагаемого повышения тарифов для бытовых потребителей составят от 2,1 до 2,9% ВВП, что является прямым отражением прогнозируемой экономии бюджетных средств вследствие повышения тарифов. Предполагается, что в результате предлагаемых реформ удельный вес расходов домохозяйств на энергетические услуги увеличится до 12,4% в 2013 г., что на сегодня является средним показателем для региона Европы и Центральной Азии, и до 16% в 2014 г. (при выходе на полное возмещение затрат).

Доклад исследует странный парадокс: в Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. Существует 14 основных программ, 32 категории льгот и субсидий для разных категорий населения. Получается, что значительную часть пособий получают отнюдь не самые бедные. 20% наиболее обеспеченных домохозяйств получают 20% льгот, тогда как наименее обеспеченные 20% — лишь 27%. Средний размер получаемого в виде льгот трансферта в расчете на человека в децилях лиц с более высокими доходами на 36% выше, чем в квинтилях наименее обеспеченных. Поэтому необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы.

ВБ также отмечает необходимость реформирования пенсионной системы, нагрузка на которую растет по мере старения населения. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 г. профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров, полагают эксперты ВБ. Они предлагают повысить пенсионный возраст, заменить индексацию пенсий в связи с ростом зарплаты на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки пенсионных взносов и ввести условно-накопительные счета.

В целом, по оценке экспертов, на долю субсидий и трансфертов в Беларуси в среднем за период 2003–2011 гг. приходилось 22% совокупных расходов бюджета. Более 12% этих расходов представляют собой трансферты на соцстрах и иные программы социальной защиты, остальные практически равномерно распределены между субсидированием производителей и потребителей.

Особо ВБ рекомендует правительству Беларуси сократить расходы на сельское хозяйство, которые превышают 10% общих бюджетных ассигнований. «Не реформированное и не эффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета, — указано в докладе. — Удельный вес данного сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки». По мнению экспертов ВБ, белорусский АПК в значительной мере нерентабелен, а наличие в нем предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности создает значительные фискальные риски. Программа реформирования сельского хозяйства требует комплекса фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирования отрасли, сказано в докладе.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях