$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Пора кончать с филантропией

30.11.2007

Идея глобального договора, заключающаяся в развитии принципов социальной ответственности бизнеса, его участии в решении наиболее острых проблем общества, переходит на новый уровень: от благотворительности к устойчивому развитию. Впрочем, в международной практике совместные проекты государственного, частного и общественного секторов экономики давно выходят за рамки филантропии. Не являясь строго коммерческими, они сочетают в себе поддержку местного развития с реальными ожиданиями компаний. Эта тема обсуждалась на семинаре «Партнерство общества и бизнеса — выбор времени», организованном ПРООН в рамках Инициативы «Глобальный Договор» в Беларуси.

Здесь возникает вполне резонный вопрос: как белорусский бизнес может заработать на таких проектах? «Как только мы начали продвигать социальную ответственность, мы сразу говорили: вы не думайте, что социальная ответственность потребует от вас исключительно расходов. Если вы правильно будете внедрять принципы социальной ответственности и встраивать их в долгосрочную стратегию развития бизнеса, вы сможете быть коммерчески удачным. Может быть, не сегодня и даже не завтра, но послезавтра обязательно будет отдача. Правда, тогда мы не могли привести какие-то примеры, опирались только на зарубежный опыт. Сегодня уже есть реальные проекты, доказывающие, что это возможно», — говорит координатор социально-экономических проектов ПРООН в Беларуси Людмила Истомина.

По ее словам, в Беларуси создана национальная сеть Глобального договора, объединяющая 37 белорусских организаций. Это ведущие бизнес-ассоциации, профессиональные объединения, частные компании. В числе последних — «Савушкин продукт», «Пинскдрев», «Инко-фуд», «МТС», «Минский транзитный банк» и другие. Есть и совсем небольшие предприятия, которые, однако, явно демонстрируют социальную ответственность. К примеру «Эрмита», занимающееся производством тетрадей, социально ответственно подходит к оформлению их обложки — чтобы она способствовала развитию детей. Многие предприятия демонстрируют примеры социальной ответственности внутри себя. Выражается это в заботе о сотрудниках: улучшение условий труда, прозрачная заработная плата, повышение квалификации, понятное стимулирование труда и т. д. Есть также примеры социальных инвестиций. «Как оказалось, более 90% белорусских компаний занимаются активной благотворительной деятельностью. Направлена она прежде всего на детей, ветеранов, людей с ограниченными возможностями», — рассказала Л.Истомина.

В качестве примеров нового подхода (от благотворительности к устойчивому развитию) на семинаре были представлены проекты ОАО «Савушкин продукт» «Здоровое питание детей. Школьное молоко» и проект ИП «Кока Кола Бевриджиз Белоруссия» «Бизнес решает проблемы малого города». Реализация первого уже началась и проходит под лозунгом «Вернем молоко в школы».

Второй проект — пример социального партнерства крупного (ИП «Кока Кола») и малого бизнеса (ООО «Векта») с местными властями, несомненно, заинтересованными в нем. Речь идет о создании в Новолукомле летнего кафе. Дело в том, что в основу программы социально-экономического развития города и района положен туризм. Его развитие требует инфраструктуры и качественного сервиса. Пока здесь ничего этого нет. Реконструкция городского пляжа на берегу озера затянулась: власти никак не могут найти 100 млн. Br. В то же время в городе достаточно остро стоит проблема создания рабочих мест. По информации консультанта ПРООН Таисии Елецких, безработица здесь достигает 15-17%. Поэтому, подчеркнула она, проект — это не только один из примеров социальной ответственности бизнеса, но и одновременно призыв к участию в развитии малого города частного сектора.

«Сегодня мы бы хотели активизировать партнерство нашего бизнеса с общественным и государственным сектором, — отметила в беседе с журналистами координатор социально-экономических проектов ПРООН Людмила Истомина. — Это очень важно — уйти от разобщенности в действиях, чтобы избегать давления на бизнес: «дайте деньги на то или на то». Общественные организации не должны смотреть на бизнес исключительно как на кошелек. Мы хотели бы найти какие-то ниши, сферы, где и бизнес, и общество и государство могли взаимодействовать».

Инесса ГЕРМАНЧУК