Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проекты НПА
10.06.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поправки в Трудовой кодекс: массовка для профсоюзов и угрозы для работников

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений» (далее – проект) 5 мая поступил в Палату представителей, а уже 27.05.2016 г. заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Лариса Богданович сообщила, что этот документ направлен Президенту как окончательно подготовленный к первому чтению.

Поправки, вносимые проектом в Трудовой кодекс (далее – ТК), приводят его содержание в соответствие с нормами декретов от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – декреты № 5 и № 29). Кроме того, ст. 365 ТК изменяется во исполнение протокола поручений Президента, данных 22.05.2015 г. на VII съезде Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ).

Напомним, действующая редакция ст. 365 ТК предусматривает, что нормы заключенного коллективного договора распространяют свое действие на всех работников организации (автоматически – в отношении членов профсоюзов, по письменным заявлениям – в отношении всех остальных). Согласно предлагаемой редакции ст. 365 ТК порядок и условия распространения действия колдоговора на работников, от имени которых он не заключался, т.е. на не членов профсоюза, будут определять стороны колдоговора (наниматель и профсоюз). В утешение делается оговорка, что положения колдоговора о рабочем времени и времени отдыха, регулировании внутреннего трудового распорядка, нормах труда, формах, системах и размерах оплаты труда, сроках выплаты и порядке индексации зарплаты, охране труда, гарантиях и компенсациях, предоставляемых в соответствии с законодательством, применяются в отношении всех работников организации. В итоге именно члены профсоюза получат материальные бонусы (оплачиваемые абонементы, разовые поощрительные выплаты к юбилеям, дополнительные выплаты к отпуску (кроме отпускных) и т.п.).

Таким образом, в обмен на включение в ТК норм декретов официальные профсоюзы получили стимул для увеличения членства и, соответственно, расширения потока взносов. Видимо, это и есть предмет торга между ФПБ и правительством.

ЗАЧЕМ же спустя почти 17 лет после принятия Декрета № 29 понадобилось имплементировать его нормы о контрактной форме найма в ТК, да еще в условиях экономического кризиса?

Напомним, что трудовой контракт имеет обязательный минимум (1 год), что гарантирует любому работающему годичную занятость. Правда, это не исключает «экономии» и на контрактниках, например, за счет неполной занятости.

Контракты предполагают дополнительные расходы нанимателя: увеличение зарплаты до 50%, предоставление до 5 календарных дней оплачиваемого отпуска. Однако его оплата в текущем году не включается в затраты, учитываемые при налогообложении, что влечет увеличение расходов организаций.

Чтобы уменьшить издержки малого бизнеса, его представителям разрешили с 2014 г. использовать более дешевую модель найма – срочный трудовой договор, который не предполагает обязательного годичного минимума и дополнительных выплат.

В бюджетных организациях контракты заключаются практически со всеми. Но в условиях экономии бюджетных средств даже в дефицитных кадровых отраслях (к примеру, в медицине) работников вынуждают писать заявления о снижении контрактных дополнительных выплат. В проекте эта практика легализуется: в начале каждого финансового года бюджетникам будут пересматривать размер финансирования доплат и дополнительных дней отпуска в зависимости от выделенной сметы.

Контракт лишает работника права на увольнение по собственному желанию, зато дает нанимателю множество возможностей избавиться от него как досрочно, так и по истечении срока контракта, сэкономив на выходном пособии. Это особенно выгодно при массовом сокращении персонала.

Бонусом в интересах нанимателя можно считать и перенос из Декрета № 5 в ст. 32 ТК нормы о сокращении минимального срока предупреждения работника об изменении существенных условий труда до 7 календарных дней. Это позволяет не только быстро менять условия труда, но и упрощает избавление от упорствующего работника.

Следующий важный момент – расширение оснований увольнения по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК). Общими для всех работников вне зависимости от вида трудового договора становятся «контрактные» основания увольнения, закрепленные в подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29. Сложно понять, каким образом «особенности» можно считать общими нормами. К примеру, как к обычному работнику применить такое основание увольнения, как неоднократное (2 раза и более в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц или неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений?

Предложенные в проекте бонусы нанимателям облегчают им решение проблемы избыточной занятости, которая, по данным экспертов Евразийского банка реконструкции и развития, составляет в Беларуси около 20%. Парадокс в том, что эта проблема накопилась как раз за годы действия Декрета № 29, когда руководителей обязывали любой ценой сохранять трудовые коллективы. Теперь ситуация изменилась, и с избыточной занятостью собираются бороться теми же методами, которыми ее создавали.

Укреплять производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину среди оставшихся не уволенными работников согласно проекту будут с помощью мер, ранее введенных Декретом № 5. Расплывчатость и неконкретность юридических определений этих видов дисциплин вызывает риск произвольного их толкования, причем не в пользу работника. К тому же содержащиеся в проекте дисциплинарные нормы, в т.ч. завуалированный дисциплинарный штраф, вряд ли применимы на практике. Нанимателю сегодня нет нужды «закручивать гайки»: риск потерять работу и оказаться «социальным иждивенцем» заменяет и превосходит любые карательные меры. Руководители предприятий это видят, однако проект обязывает их наказывать сотрудников, чтобы самим не лишиться должности. Дело в том, что в ст. 47 ТК проектом планируется ввести дополнительное основание увольнения руководителя организации – за сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения, также заимствованное из Декрета № 5.

ВНЕСЕНИЕ проекта изменений в ТК совпало с рассмотрением Комитетом по нормам и стандартам МОТ в рамках 105-й сессии Международной конференции труда в Женеве доклада Комитета экспертов о ситуации с выполнением Беларусью положений Конвенции № 29 о принудительном или обязательном труде. Напомним, что ранее этим же Комитетом рассматривался вопрос о нарушениях в нашей стране конвенций МОТ № 87 и 98, гарантирующих работникам право на объединение в профсоюз и ведение коллективных переговоров.

Накануне заседания Комитета в Беларуси был отменен Декрет от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». Однако легализация в ТК труда обязанных лиц, а теперь и контрактов с элементами принудительного труда, свидетельствует о том, что проблема остается.

Репрессивное трудовое законодательство, принуждение к труду – это реанимация мрачных реликтов средневековья, заявил на заседании Комитета представитель независимых профсоюзов Беларуси. Это слишком опасный эксперимент, чтобы оставить его без внимания международных организаций.

Тем временем официальные профсоюзы вместо критики проекта, создающего явный дисбаланс в сторону интересов нанимателей, больше заняты выторговыванием бонусов, которые позволят им увеличивать свою численность. Однако общепризнанный принцип свободы объединений предполагает и «негативную свободу объединения в профсоюзы», т.е. неотъемлемое право не вступать в профсоюз.

Законотворчество в сфере трудовых отношений, к сожалению, не вызывает интереса у широкой общественности. С серьезными критическими замечаниями выступила лишь общественная организация «Сообщество трудового права». Однако спешная подготовка проекта к первому чтению свидетельствует, что его разработчики ничего не хотят менять.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений