Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поправки для и против террора

соседский опыт для белорусских законодателей

соседский опыт для белорусских законодателей

Президент России Владимир Путин подписал 27 июля закон № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". По замыслу авторов, закон должен усовершенствовать налоговый контроль, упорядочить проверки и документооборот в налоговой сфере. Одно это делает данный документ и историю его принятия весьма интересными для белорусов, коль скоро мы также  озабочены  вопросами  упрощения налоговой системы.

От этого закона ждали многого прежде всего потому, что в его разработке и обсуждении активно участвовали предпринимательские союзы России, вдохновленные обещанием В.Путина покончить с "налоговым террором". Почти загод работы повоплощению требования президента РФ вжизнь было подготовлено около 1000поправок кНК. Правительственные чиновники регулярно встречались спредставителями бизнес-сообщества ивыслушивали ихпожелания. Но всамый последний момент, накануне второго чтения, Минфин иФНС "забыли" онескольких принципиальных договоренностях. Но после того, как РСПП, ОПОРа и"Деловая Россия" выступили свозмущенным заявлением о"формировании системы тотального давления набизнес", наиболее репрессивные изподготовленных Минфином поправок были отозваны. Витоге закон по признанию всех экспертов получился компромиссным. Серьезного ограничения налогового террора нет, но кое-какие барьеры появились.

НАПРИМЕР, закон установил для всех плательщиков НДС одинаковые сроки сдачи отчета. С 1 января 2007 г. налоговым периодом независимо от оборотов компании станет квартал. Изменятся правила исчисления сроков, определяемых кодексом, — они будут исчисляться исходя не из календарных, а из рабочих дней. Фирмы, которые применяют спецрежимы (УСН, ЕНВД и т. д.), с нового года могут не бояться штрафов за непредставление деклараций по налогам, которые они не платят. От обязанности подавать отчетность их освобождает новая редакция статьи 80 НК. Там же указано, что компании, у которых среднесписочная численность работников на 1.01.2007 г. превысит 250 человек, а с 1.01.2008 — 100, должны представлять отчетность в электронном виде. Сейчас все организации могут выбирать, на каком носителе сдавать декларации.

В новой редакции ст. 81 НК РФ разграничивается обязанность налогоплательщика подать уточненную налоговую декларацию и его право сделать это в зависимости от того, приводят ли выявленные ошибки к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Оговаривается, что уточненная декларация, поданная после истечения установленного срока, не считается поданной с нарушением срока. Там же описаны условия освобождения от ответственности в случае подачи уточненной налоговой декларации после истечения срока уплаты налога. Ранее условием такого освобождения была подача уточненной налоговой декларации до начала выездной проверки. Теперь это условие не будет распространяться на ситуации, когда выездная налоговая проверка касалась другого налога или другого налогового периода, а также когда выездной налоговой проверкой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

В ЗАКОНЕ установлено, что инспекторы не смогут в ходе камеральной проверки запрашивать у компании документы, которые она не должна представлять вместе с декларацией. Впрочем, ликовать по поводу закрытого перечня истребуемых документов при "камералке" российским налогоплательщикам не стоит — наиболее значимой для самих налоговиков является камеральная проверка деклараций по НДС. А при этой проверке разрешается требовать любые документы, подтверждающие право на вычет налога.

Вдвое увеличится в России срок выездных проверок. Если сейчас максимальная продолжительность этого мероприятия — 3 месяца (плюс дополнительно по месяцу на каждый филиал), то с нового года инспекторы смогут при желании проверять компанию в течение 4 — 6 месяцев. Правда, этот срок будет рассчитываться не по времени, когда налоговики фактически находились в компании, а с даты вынесения решения о проверке до даты составления справки о ее проведении. Зато если сейчас инспекция может проверять компанию как угодно часто, то с нового года — не более двух раз в год. Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период сохранился. Если сейчас налоговые инспекторы могут в процессе проверки неоднократно требовать у компании одни и те же документы, то теперь установлен запрет на подобные действия. При этом не оговаривается, как ранее, что речь идет о проверках по одним и тем же налогам.

Кроме того, институт встречной проверки заменяется специальным порядком истребования документов. Но устанавливается, что такое истребование может производиться только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Увеличивается также срок представления истребуемых налоговым органом документов.

Уточнен порядок исчисления 3-месячного срока, установленного для направления налогоплательщику требования об уплате налога. С 1 января 2007 г. этот срок будет исчисляться не с даты наступления срока уплаты налога, а со дня выявления недоимки. Существенно, что пени, начисленные на сумму налога, подлежащую взысканию через суд, будут взыскиваться также в судебном порядке.

ДО СИХ ПОР статья 103.1 НК РФ позволяла инспекторам списывать в бесспорном порядке штрафные санкции, размер которых по одному налогу в течение налогового периода не превышает 50 000 RUR для компаний и 5000 RUR для предпринимателей. Теперь эту статью убрали. Казалось бы, с нового года налоговики в России смогут взыскивать штрафные санкции только через суд — норма, о которой давно и безуспешно мечтают белорусские бизнесмены.

Но завидовать россиянам не стоит. Новая редакция НК РФ не содержит прямого ответа на вопрос, каким образом с 1 января 2007 года должны взыскиваться налоговые санкции. Хотя ст. 103.1 отменена, п. 10 ст. 46 НК РФ (взыскание налога в безакцептном порядке по решению налогового органа) распространяет ее положения на взыскание штрафов "в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом". При этом ни одно положение НК прямо не предусматривает внесудебного взыскания штрафов. Далее, п. 1 ст.104 НК РФ предусматривает судебное взыскание налоговых санкций в случаях, "когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается". При этом прямой запрет на внесудебное взыскание штрафов установлен только в отношении штрафов, налагаемых на физических лиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, п. 1 ст. 115 НК РФ устанавливает обращение в суд о взыскании штрафов "в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса" (в которых речь как раз идет о преимущественно внесудебном порядке взыскания). В придачу прежний порядок взимания налоговых санкций сохраняется для сумм, по которым решение вынесено до 1 января 2007 г.

Правда, россияне могут апеллировать к постановлению Конституционного суда РФ от 17.12.1996 № 20-П, где указано, что "бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3; ст. 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Но КС РФ говорил о том, что неконституционно списание штрафов в бесспорном, а не в безакцептном порядке. При этом законодательство РФ не определяет, что такое "отсутствие спора". В установленные НК сроки можно не успеть оспорить решение налоговиков. И тогда штраф списывается в безакцептном порядке. Кроме того, сейчас в НК РФ четко сказано, что при обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган его исполнение автоматически приостанавливается. Теперь налоговики будут "вправе приостановить исполнение обжалуемого решения". Но не обязаны. А значит, если вышестоящая инспекция откажет в приостановлении решения, компания-то в суд обратится, но деньги уже будет списаны с ее счета. Вот и разберись тут.

ЛЮБОПЫТНО, что закон 137-ФЗ обязывает Минфин РФ идругие финансовые органы давать письменные разъяснения поповоду своего нормотворчества в течение 2-х месяцев содня поступления запроса. Причем согласно ст. 75 НК налогоплательщик, у которого возникла недоимка в результате выполнения письменных разъяснений, данных ему уполномоченным государственным органом, будет освобожден не только от налоговой ответственности, но и от взыскания пени. При этом речь идет о разъяснениях, данных как непосредственно налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Данное положение не применяется, если соответствующие разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. Аналогичная поправка внесена и в статью 111 НК РФ.

Закон № 137-ФЗ содержит еще немало других новшеств. Но одним Налоговым кодексом все проблемы российского (и нашего тоже) бизнеса не решаются. Судебная практика подтверждает: многие случаи "налогового терроризма" в России являются следствием прямого нарушения законодательства самими налоговиками. Между тем, поправки, предусматривающие ответственность сотрудников ФНС РФ завынесение заведомо незаконного решения, были отклонены, как и поправка о презумпции невиновности налогоплательщика. Зато допустимыми признаются доказательства его вины, добытые незаконным способом.

Интересно, что на 1рубль затрат в 2005 г. российские налоговики получили 101,4RUR. В 2006 г. планируется получить 103,3руб., в 2007 г. — 119,3, а в 2008 г.- 131,5. При этом ФНС не скрывает существование планов сбора налогов, от которого зависит их зарплата и премии (как, кстати, и у их коллег в некоторых сопредельных странах). Российские бизнесмены же полагают, что налоговики должны не планировать сборы и штрафы, а следить за соблюдением налогового законодательства. Но одним наблюдением сыт не будешь…