Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поможет ли Кодекс сократить количество нормативных предписаний в строительстве

Проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности планируют рассмотреть в первом чтении на весенней сессии Палаты представителей. Разработчики утверждают, что документ направлен на совершенствование и упрощение требований в данной сфере, минимизацию административных процедур и вмешательства госорганов в строительную деятельность.

Законопроект поступил в Постоянную комиссию Палаты представителей по жилищной политике и строительству 06.01.2022. Уже создана рабочая группа по его подготовке к рассмотрению на сессии.

Проект кодекса состоит из 28 глав и 121 статьи.

В него включены нормы множества актуализированных нормативных правовых актов, действующих в отрасли, в т.ч. положения Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», ряда указов и постановлений Совмина.

Названы субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, определены права и обязанности юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), которые работают в данной области.

В ст. 7 определены сфера применения Кодекса и правоотношения, на которые он не распространяется. Так, под действие его норм не подпадают работы по переустройству и перепланировке квартир в многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домах (эта сфера регламентируется ЖК).

Особенности проведения ремонтно-реставрационных работ, которые выполняются на объектах, имеющих историко-культурное значение, регулируются законодательством о культуре, а особенности разработки проектной документации, возведение, реконструкция, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и т.п. – законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о железнодорожном транспорте и дорожном движении.

Статья 11 посвящена роли общественных объединений, ассоциаций, союзов, которые создаются для представления и защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, в т.ч. ИП, а также координации их деятельности. О том, что такие ассоциации и союзы могут выступать в качестве саморегулируемых организаций в своей отрасли, ничего не сказано. В то же время в Градостроительном кодексе РФ институту некоммерческих саморегулируемых организаций посвящена целая глава из 23 статей, где подробно прописано, какие объединения могут получить такой статус, порядок их функционирования, определены права и обязанности вступивших в них субъектов хозяйствования и т.д. Напомним, что в России членство в таких организациях в строительстве является обязательным.

В Беларуси, похоже, введение саморегулирования в сфере строи­тельства пока не планируется, разработкой правил и стандартов профессиональной деятельности по-прежнему будут заниматься гос­органы.

Правда, отметим, что проект кодекса в процессе подготовки к рассмотрению на сессии еще может корректироваться. Тем более что в Палате представителей находится уже принятый в первом чтении проект закона о саморегулируемых организациях.

Отдельная статья белорусского законопроекта определяет компетенцию главного архитектора области, города, района, района в городе. Предусмотрено, что он назначается на должность и освобождается от нее руководителем Минстройархитектуры (МАиС) по согласованию с руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. В своей деятельности главный архитектор области (г. Минска) подотчетен профильному министерству и облисполкому (Мингорисполкому). Главный архитектор столицы будет возглавлять комитет архитектуры и градостроительства, а главный архитектор любого другого города – территориальное подразделение архитектуры и градостроительства горисполкома.

В Кодекс будут включены вопросы аттестации юридических лиц и ИП, порядка выдачи разрешительной документации на строительство, а также – надзора, нормирования, проведения госстройэкспертизы, обеспечения требований безопасности объектов, их приемки в эксплуатацию и т.д.

Немало задач возлагается на МАиС, которое является специально уполномоченным госорганом в данной отрасли.

В проекте кодекса содержатся требования к созданию государственного строительного портала, который будет представлять собой систему управления строительными проектами, учета подготовки кадров, реализации технологий информационного моделирования. С помощью этого ресурса станут осуществляться в электронной форме административные процедуры, а также сбор информации о текущем и перспективном состоянии объектов строительства, оказываться электронные услуги.

Пользователями портала станут юридические и физические лица, в т.ч. ИП, являющиеся участниками жизненного цикла капитальных строений (зданий, сооружений) и другие субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

***

Правительство неоднократно высказывалось о необходимости сократить количество нормативных предписаний в строительстве, упростить процедуры и правила для дея­тельности в этой отрасли. Удастся ли этого достичь после принятия и вступления в силу Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности?

Специалисты отмечают, что дать оценку многим статьям законопроекта сегодня сложно, т.к. он содержит немало отсылочных и порученческих норм. На Совмин и МАиС возлагается разработка многих документов. Например, правительству делегированы подготовка правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством, определение порядка разработки строительных норм и правил, их утверждения и применения и т.д.

Многое будет зависеть от того, какие положения будут включены в эти и другие НПА.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений