$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОМОЩЬ СЕЛУ- В СОЮЗНЫЕ РАМКИ©

03.06.2014

Беларуси пора что-то делать с дотациями сельскому хозяйству, по которому наша страна является одним из мировых лидеров. Это становится все более очевидным для властей. Так, первый вице-премьер Владимир Семашко требует от села повышения эффективности производства и в очередной раз предупреждает, что нынешняя система господдержки не может продолжаться вечно.

«Во-первых, возьмем соотношение между промышленностью и сельским хозяйством по налогам, поступающим в бюджет, — отчисления этих векторов экономики несоизмеримы, — заявил В.Семашко. — Во-вторых, топливо для сельхозпредприятий отпускается по ценам, которые значительно ниже, чем для других отраслей. В-третьих, несмотря на то что фонд поддержки сельскохозяйственного производителя был ликвидирован, объемы дополнительного финансирования из бюджета сохранились. Эти три позиции и дают суммарно глубину дотаций в 49%». В придачу есть и другие виды поддержки. Например, калийные удобрения белорусские аграрии приобретают более чем в 20 раз дешевле, чем их цена на мировых рынках.

По словам В.Семашко, по госпрограмме возрождения села непосредственно в отрасль и сельскую инфраструктуру, в том числе и в обновление машинно-тракторного парка, было вложено 37 млрд. USD. Впрочем, ссылаясь на опыт развитых зарубежных стран, вице-премьер не предлагает полной ликвидации дотаций селу, но ждет от него адекватной отдачи.

Однако оставить АПК без господдержки власти не рискнут. «В целях обеспечения продовольственной безопасности государство обязано поддерживать сельское хозяйство. Это, кстати, делают богатейшие и высокоразвитые страны мира: США, ФРГ, Канада и другие (размер дотаций рассчитывается на гектар угодий или на единицу урожая). Удобрения за рубежом также субсидируют. Поэтому не следует думать, что наше сельское хозяйство нужно лишить дотаций. Ни в коем случае. Суть проблемы в том, что уровень поддержки в развитых странах составляет 18–20%, а у нас как минимум 49%, подчеркнул первый вице-премьер. «В итоге государство напрягает другие отрасли, в частности, промышленность, и за их счет субсидирует сельское хозяйство. Я считаю, что пора государству иметь адекватную отдачу от АПК», — резюмировал В.Семашко.

МЕЖДУ ТЕМ вклад сельского хозяйства в рост ВВП становится все меньше. Если в 2010 г. он составлял 0,2%, в 2011-м — 0,6%, в 2012-м — 0,5%, то в прошлом году — уже -0,3%, а по итогам 4 месяцев текущего года — уже -0,2%. Одновременно произошло изменение тренда экономического роста: высокие темпы первого десятилетия XXI века сменились неуклонным спадом. По сути, Беларусь демонстрирует ту же последовательность событий, которую некогда описывали экономисты Рудигер Дронбуш и Себастьян Эдвардс, изучавшие макроэкономические процессы в Латинской Америке, — ускорение роста за счет перекачивания ресурсов из экспортных секторов и стимулирование спроса через повышение оплаты труда влечет рост экономики и благосостояния, но затем неизбежно появление макроэкономических дисбалансов. Сначала ухудшение торгового и платежного балансов, сокращение валютных резервов, увеличение внешнего долга, напряжение бюджета кажутся несущественными на фоне высокого экономического роста. Но затем быстро увеличивается товарный дефицит в контролируемом государством секторе, резко ускоряется рост свободных цен; попытки заморозить цены ведут к усугублению товарного дефицита, а неизбежная девальвация курса национальной валюты оборачивается взрывом инфляции; ухудшается собираемость налогов и наполняемость бюджета, поддерживать прежний уровень благосостояния и социальной защиты становится все труднее. В отличие от стран Латинской Америки у нас роль «донора» играли не природные ресурсы, а относительно дешевые российские энергоносители, получаемые благодаря «интеграционному ресурсу», и промышленность, ресурсы которой шли на поддержку таких приоритетов, как строительство жилья и АПК. В результате вклад промышленности в темпы роста ВВП упал с 3,3% в 2010 г. до 1,8% в 2012-м, в прошлом году он составил -1,4%, а в январе–апреле т.г. — -0,8%.

СУЩЕСТВЕННО, что изменения системы дотаций селу требуют и обязательства Беларуси в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе. В частности, ст. 94 Договора требует проведения странами-участницами согласованной (скоординированной) агропромышленной политики, предполагающей применение механизмов регулирования, предусмотренных союзными соглашениями в сфере АПК, взаимное предоставление государствами-членами друг другу и в Евразийскую экономическую комиссию планов (программ) развития производства по каждому из чувствительных сельскохозяйственных товаров, перечень которых формируется на основании предложений государств-членов и утверждается Советом ЕЭК. Реализация согласованной агропромышленной политики должна обеспечивать решение таких задач, как сбалансированное развитие производства и рынков сельхозпродукции и продовольствия, обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в т.ч. равных условий доступа на общий аграрный рынок, унификацию требований, связанных с обращением сельхозпродукции и продовольствия, а также защиту интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках. Для этого в ЕАЭС планируется использовать механизмы межгосударственного взаимодействия в вопросах прогнозирования в АПК, господдержки, регулирования общего аграрного рынка и т.п. При этом в компетенцию ЕЭК будут входить не только участие в разработке, координации и реализации основных направлений согласованной агропромышленной политики, совместных прогнозов развития АПК, но и мониторинг его развития у государств-членов, применения ими мер государственного регулирования, в т.ч. мер господдержки сельского хозяйства, а также ценовой мониторинг и анализ конкурентоспособности производимой продукции по согласованной государствами-членами номенклатуре и содействие в обеспечении равных конкурентных условий. Также ЕЭК будет осуществлять мониторинг и проведение сравнительно-правового анализа законодательства государств-членов в области господдержки сельского хозяйства на предмет его соответствия обязательствам в рамках ЕАЭС и играть роль арбитра в возможных спорах в этой сфере.

Подписав Договор, власти Беларуси обязались придерживаться установленных в приложении № 29 к нему правил применения мер господдержки сельского хозяйства, которые в основном заимствованы из требований ВТО и подразделяются на:

– меры, не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю государств-членов сельскохозяйственными товарами, которые могут применяться ими без ограничений. К таким мерам относится поддержка, предоставляемая за счет средств бюджета (невостребованных доходов), в т.ч. в рамках госпрограмм, а не за счет средств потребителей. Под невостребованными доходами понимаются суммы причитающихся обязательных платежей, от которых государство-член отказалось окончательно или на время. При этом следствием поддержки не должно являться поддержание цен производителей;

– меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю государств-членов сельхозтоварами. Это меры господдержки, предоставление которых увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами вывоза сельскохозяйственного товара с территории государства-члена, предоставляющего эту меру господдержки, на территорию любого другого государства-члена, осуществленного или возможного в будущем. К ним также отнесены меры господдержки, предоставление которых увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий с приобретением или использованием сельскохозяйственных товаров, происходящих исключительно с территории государства-члена, предоставляющего эту меру господдержки, при производстве сельскохозяйственных товаров на территории этого государства-члена независимо от того, определяются ли конкретные товары, их объем, стоимость, доля от объема или стоимости производства или использования отечественных товаров, уровень локализации производства используемых отечественных товаров;

– меры, оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю государств-членов сельхозтоварами, которые стороны обязуются не применять. Речь идет о прямых выплатах конкретным производителям в зависимости от результатов вывоза товаров, продажи или предложения на вывоз на территорию другого государства-члена некоммерческих запасов сельхозтоваров по заниженным ценам, о выплатах при вывозе на территорию другого государства-члена сельхозтоваров, финансируемых государством, предоставлении господдержки для снижения затрат на маркетинг и продвижение сельскохозяйственных товаров для вывоза на территорию другого государства-члена (за исключением широко распространенных услуг по содействию развитию экспорта и консультационных услуг), установление внутренних тарифов для перевозки сельскохозяйственных товаров, предназначенных для вывоза в другие страны союза на льготных условиях, предоставление господдержки экспортерам сельхозпродукции в страны ЕЭАС.

Нарушение положений Договора повлечет выплату пострадавшим союзникам компенсации в размере, равном объему «искажающих» мер господдержки. В случае неуплаты компенсации другие государства-члены вправе ввести ответные меры.

НЕТРУДНО представить, что со вступлением в силу этих норм масштабные планы наращивания экспорта продовольствия, прежде всего в Россию, столкнутся с претензиями о несоответствии условиям Договора. При этом российские производители (например, «Союзмолоко»), давно жалующиеся на неравную конкуренцию с поддерживаемыми государством белорусскими аграриями, получат серьезное оружие для отстаивания своих интересов. В преддверии таких перемен властям Беларуси приходится искать пути реформирования отечественного АПК: от укрепления трудовой дисциплины (заранее окрещенного «крепостным правом») до преобразования колхозов в хозяйственные общества и унитарные предприятия, а также реструктуризации их долгов.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях