$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Помощь общая и адресная

11.01.2008

В 2007 г. на фоне общей помощи из инновационного фонда некоторые предприятия легкой промышленности получили адресную государственную поддержку в виде реструктуризации долгов и налоговых кредитов. В частности, по Указу от 9.06.2005 № 264 реструктуризирована задолженность ОАО «Алеся». Это во многом решило финансовые проблемы. В недавнем прошлом рентабельность реализованной продукции предприятия достигала «минус» 50%! В прошлом году за 10 месяцев — 9,6%. Налажены отгрузки продукции в РФ (за 9 месяцев 1,3 млн. USD). Опытом реанимации производства поделился директор предприятия Николай ГУРИНОВИЧ:

— Причины бедственного положения «Алеси» — в ошибках прошлых лет. Прежнее руководство фабрики фактически потеряло время с момента развала СССР. Коммерческие связи так и не были восстановлены. В 90-х в реализации товара ставка была сделана на «челночников», но те оказались временщиками. Челночники ушли, а с ними потеряли рынки сбыта и деньги. Вместо того, чтобы решать производственные вопросы, на фабрике занимались выяснением отношений: кто главнее, чья это собственность и кто должен управлять. Конфликт внутренних интересов практически довел предприятие до банкротства. Из полутора тысяч работников к 2003 г. осталось не более 400. Обратились за помощью к государству. Думали о том, чтобы использовать право «золотой акции». Ситуацию разрешил Указ Президента от 9.06.2005 № 264. В соответствии с этим документом «Алесе» реструктуризировали задолженность перед республиканским бюджетом в сумме 3,2 млрд. Br и бюджетом Минска — 1,3 млрд. Br. Часть долгов за энергию простили. Взамен государство получило акции предприятия, сейчас доля государства — 99%, из них треть в собственности столицы.

- Николай Александрович, практически на всех предприятиях легпрома выход на безубыточную работу связывают с обновлением технической базы. Пошли ли вы по этому пути?

— Безусловно. В 2006 г. прошли установленную процедуру тендеров и за выделенные Мингорисполкомом деньги (1,5 млрд. Br) закупили 8 немецких плосковязальных машин «Штолл». В мае 2007 г. приобрели еще 2 плосковязальные и 6 кеттельных машин на сумму 555 млн. Br. 65% из них — средства инновационного фонда концерна, выделенные в соответствии с Указом № 528. Современное вязальное оборудование позволило оперативно реагировать на запросы рынка: быстрей внедряем модели одежды. Новые возможности появились у дизайнеров. Кроме того, уменьшилось количество отходов. Уже в 2006 г. на этих машинах мы произвели 140 моделей верхних трикотажных изделий общим количеством 63 тыс. шт. Практически все реализовано. В 2007 г. за 10 месяцев объем выручки вырос на 34%, на 45% увеличились налоговые отчисления. К декабрю наши валютные поступления составили 390 тыс. EUR, 7,3 млн. RUB и 13 тыс. USD.

- Как восстанавливали сбыт продукции?

— Открыли фирменный магазин на территории предприятия. В нем начинали с ежемесячной выручки в 15 млн. Br. Сейчас уже 30 млн. Br. Позже в Минске открыли еще один фирменный магазин. Сейчас там такой же оборот. Как показывает практика, торговать через собственную сеть выгодней. Реализуя свой товар через любой из универмагов, в месяц мы можем получить не более 12-14 млн. Br, вдвое меньше, чем в фирменном магазине. Также наладили выездную торговлю. Особенно это эффективно в сезон отпусков. Торгуем в местах отдыха. За 4 часа работы, бывает, получаем до 2,5 млн. Br выручки. Для реализации продукции используем торговую сеть других предприятий легкой промышленности. Соответствующий договор заключили с «Элема», сейчас в ее фирменных магазинах представлена наша продукция.

Второй путь — экспорт. В прошлом году заключили более 20 договоров с партнерами в РФ, за 9 месяцев им отгрузили продукции на 1,3 млрд. Br. Основной потребитель — Москва, но там, к сожалению, мы пока не можем позволить себе содержать собственное представительство: слишком дорогая аренда помещений. Мы наладили поставки на один из московских оптовых складов, участвуем в ярмарках-распродажах. Вышли на С.-Петербург. Там как раз прекратило существование предприятие, аналогичное нашему. Мы отслеживали этот процесс и вовремя заняли освободившуюся нишу. Так же, как и в Беларуси, на внешнем рынке используем товаропроводящую сеть других предприятий концерна. Через российского представителя «Свiтанка» поставляем продукцию в Ульяновск. Начинали с 20 тыс. RUB, последняя отгрузка выросла до 200 тысяч. Есть и другие «точки» в РФ, с которыми концерн наладил связь. Важно то, что, отгружая туда товар, мы уверены — деньги вернутся. Отмечу следующую особенность: с оптовыми покупателями в РФ работаем по индивидуальным заказам. Они у себя на местах изучают спрос, отслеживают тенденцию моды на одежду и после дают нам заявки на определенные модели. Также приглашаем российских партнеров на худсоветы, на которых определяем наиболее перспективные направления по дизайну.

- Николай Александрович, перед трикотажными предприятиями легпрома поставлена задача увеличить использование отечественного сырья. Одновременно звучат нарекания в адрес белорусских пряж и нитей. Ваше мнение на этот счет.

— К сожалению, качество и ассортимент белорусского сырья не всегда отвечают требованиям рынка. Современный покупатель выбирает натуральные материалы, поэтому в своих изделиях мы активно используем пряжу с содержанием хлопка, вискозы и других видов натуральных волокон. Белорусские же производители пряжи не всегда могут удовлетворить требования наших покупателя. Часть сырья мы вынуждены импортировать.

Подготовил Александр ГЕРАСИМЕНКО