$

2.0584 руб.

2.2803 руб.

Р (100)

3.0864 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Факты, комментарии

Помогающим помогли

02.04.2010

Совершенствование механизмов бюджетного финансирования несколько оживило процесс появления новых центров поддержки предпринимательства (ЦПП). Правда, нерешенным пока остается ряд других актуальных проблем.

Инфраструктура поддержки предпринимательства в марте пополнилась двумя субъектами — ККУП «Витебский областной центр маркетинга» и РУП «Центр научно-технической и деловой информации» (Гомель). В итоге число ЦПП выросло до 50 (по состоянию на 17.03.2010) против 44 годом ранее.

Как считают в Бизнес-союзе им. М.Кунявского, данный тренд стал закономерным результатом улучшения условий создания и работы ЦПП. Полтора года назад союз начал системно изучать деятельность инфраструктуры поддержки предпринимательства. Анкетирование руководителей ЦПП и бизнес-инкубаторов, а также круглый стол с их участием позволили выявить многочисленные нарекания. Предложения по улучшению ситуации, собранные в аналитической записке, были направлены в органы госуправления. И, похоже, к ним прислушались.

В частности, областями приняты 2–3-летние программы поддержки предпринимательства, предусматривающие целевое финансирование таких структур, отметила в беседе с корреспондентом «ЭГ» директор БСПН Жанна Тарасевич.

Некоторые концептуальные предложения бизнес-сообщества воплощены в проектах нормативных правовых актов и, в частности, проекте закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

ПРАВДА, нерешенным пока остается вопрос широкого привлечения международной технической поддержки. Законодательные ограничения делают ее недоступной для многих ЦПП, являющихся коммерческими организациями.

Под вопросом и правовой статус консультаций, оказываемых центрами. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг (утв. постановлением Совмина от 20.10.2003 № 1363) специальное разрешение необходимо получить на проведение консультаций, связанных с учреждением, деятельностью и ликвидацией юрлиц, предпринимательской деятельностью физлиц. Это как раз то, ради чего создавались и чем активно занимаются ЦПП.

По мнению советника МФК, заслуженного юриста Беларуси Валерия Фадеева, здесь кроется проблема. Никто из субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства не застрахован, что в их адрес в один прекрасный день не выдвинут претензии. Предполагалось, что данная правовая коллизия решится сама собой в ходе либерализации условий хозяйствования: лицензирование деятельности по оказанию юруслуг будет отменено. По крайней мере это предусматривал готовящийся проект указа о лицензировании. Однако, по информации В.Фадеева, в очередной редакции документа эти услуги вновь в числе лицензируемых.

Проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», находящийся сейчас в парламенте, закрепляет за ЦПП право на проведение консультационных услуг, но только в подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведении маркетинговых исследований. Оказание консультаций физическим лицам, желающим открыть свой бизнес, юридическим по текущей хоздеятельности там не упоминается. Впрочем, судьба законопроекта в свете многочисленных замечаний бизнес-союзов пока остается неясна.

ЕЩЕ ОДНА проблема — высокие арендные платежи. Указ от 23.10.2009 № 518 хоть и предусмотрел возможность применять для субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства понижающий коэффициент 0,5 при определении арендной платы, одновременно разрешил использовать коэффициент до 3 включительно. Это нивелирует эффект льготы, посетовал директор ЗАО «Интеллект-Консалтинг» (г. Бобруйск) Андрей Прокопчик. Его организация, имеющая статус ЦПП, сейчас вынуждена тратить на арендные и коммунальные платежи до 20% своего бюджета.

Если же предположить, что в ближайшее время произойдет рост базовой величины, как того опасается бизнес-сообщество, то привязанные к ней ставки арендной платы с лихвой «окупят» целевую финансовую поддержку государства.

Впрочем, сегодня размеры поддержки и условия ее предоставления многих не устраивают. Так, областные программы предлагают бюджетное покрытие лишь отдельных статей расходов ЦПП, к примеру, на изготовление печатной продукции, приобретение офисного оборудования, некоторые капвложения. Этих средств явно недостаточно, считает консультант ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» (Мядельский р-н) Эдуард Войтехович. В то же время добиться от местных властей выделения бюджетных средств на проектную деятельность пока не удается.

В Комарово пытались привлечь финансирование Еврокомиссии, которая может выделить до 1,5 млн. EUR на совместный с поляками проект по развитию сельских территорий. Объектами инвестирования должны были стать заброшенные здания бывших колхозных мастерских. ЦПП планировал выкупить их у государства по 1 БВ, однако благие возможности законодательства разбились о банальный страх чиновников. За отказом последовало неофициальное разъяснение: «вы что-нибудь сделаете не так в вашем бизнесе, а мы потом сядем», рассказал Э.Войтехович. При этом заверения в абсолютной законности такой продажи недвижимости эффекта не возымели.

Пришлось отложить на осень планы по превращению разваливающейся госсобственности в пекарню, сыроварню, выставочный центр и другие объекты производственно-туристической инфраструктуры Нарочанского края. К тому времени в Комарово намерены повторно попытаться купить сооружения за 1 базовую.

ПРИОБРЕТЕНИЕ в собственность пустующих площадей позволило бы ЦПП перерасти в бизнес-инкубатор, которых, к слову, лишь 8 по стране. Между тем бизнес-инкубаторы принято считать более эффективной формой поддержки начинающих предпринимателей, т.к. они не ограничиваются лишь информационно- консультационной работой, а предоставляют готовую площадку для развития бизнеса, включающую офисные и производственные помещения.

Пока из-за малочисленности бизнес-инкубаторов попасть туда начинающему предпринимателю сложнее, чем в свое время стать членом ЦК КПСС, отмечает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов. И это притом, что не только в регионах, но и в столице огромное число пустующих или неэффективно используемых зданий и сооружений. По мнению руководителя РКП, у министерских чиновников попросту не хватает политической воли, чтобы начать реальный процесс вовлечения госимущества в активный хозяйственный оборот.

Налицо также географическая диспропорция субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые явно тяготеют к столице и областным центрам. Так, в Бресте расположены 3 из 6 действующих в области ЦПП, в Витебске, Гомеле и Гродно — по 4 из 7, в Минске — 14, а в Минской области — только 2. Между тем именно в регионах бизнес особо нуждается в помощи таких структур.

Кроме того, сегодня многие заявляют о необходимости переориентировать деятельность ЦПП с простого консультирования по вопросам, как создать бизнес (процедуры предельно упрощены Декретом № 1 и доступны для понимания большинству начинающих предпринимателей), на повышение квалификации ИП и сотрудников малых предприятий, помощь регионам в поиске новых ниш и определении наиболее конкурентоспособных видов деятельности.

Так что количественному росту инфраструктуры еще предстоит стать качественным.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы