ПОМОЧЬ «ИНОМУ И НОВОМУ»
Подготовка законопроекта «О государственной инновационной политике» должна завершиться в течение года, сообщил в ходе семинара, посвященного совершенствованию законодательства, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.
Подготовка законопроекта «О государственной инновационной политике» должна завершиться в течение года, сообщил в ходе семинара, посвященного совершенствованию законодательства, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. По его словам, ставится задача создать такой механизм, при котором кредитная, налоговая и таможенная политика страны стимулировали бы инвесторов и субъектов инновационной деятельности.
В странах Западной Европы и США такие нормативные правовые акты давно существуют и приносят немалую выгоду государству. У нас же, несмотря на то что инновационное развитие было объявлено приоритетным направлением экономики несколько лет назад, о законе серьезно начали говорить только сейчас.
Этот документ не может носить рамочный характер. «Мы прошли переходный период, сегодня нам нужны конкретные формулировки для решения конкретных вопросов», — отметил председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович. В своем выступлении он назвал и ряд существующих «антиинновационных» факторов. Например, нежелание чиновников брать на себя инициативу. Руководителям и сотрудникам министерств и ведомств иногда выгоднее отклонить предложение, чем поддержать его и быть ответственным за результат. Поэтому, по словам руководителя НАН, сегодня нужна ускоренная процедура рассмотрения и согласования инновационных проектов, а отказ от них должен обосновываться не менее тщательно, чем при принятии положительного решения.
— Академия наук выступила с инициативой создания парка передовых технологий, и уже около года подготовленный проект рассматривается в различных инстанциях. Там не могут решить, кто кому будет подчиняться, — сообщил М.Мясникович.
На семинаре отмечалось, что на Западе в развитии инноваций большую роль играет малый и средний бизнес. Наше государство, подчеркнул депутат Николай Казак, не исключение: оно не сможет самостоятельно профинансировать все инновационные разработки. Поэтому в законе должны быть прописаны вопросы о частно-государственном партнерстве, венчурных фондах.
Кроме того, специалисты считают, что отечественное законодательство неэффективно регулирует права создателей объектов интеллектуальной собственности и распределение доходов от их использования. Зачастую непонятно, кто и в каком объеме получает выгоду от разработки — автор, организация, в которой он работает, предприятие, осуществляющее внедрение, или государство. Решение этой проблемы особенно актуально при заключении международных сделок, где правовая определенность и прозрачность имеют приоритетное значение. Права на результаты научной деятельности и объекты интеллектуальной собственности, считает М.Мясникович, должны быть закреплены за разработчиками даже в том случае, если проект был профинансирован за счет бюджетных средств, но при этом интерес государства тоже должен быть учтен.
М.Мясникович уверен, что у Беларуси есть все шансы на успех в области инноваций. Ведь по сводному индикатору научных и технологических возможностей наша страна входит в первую тридцатку стран мира.
Ольга ШАВЕЛА