Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
АПК
25.06.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Помочь фермеру хотят депутаты

Во вторник Палата представителей отправила на доработку в постоянную комиссию проект закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Во вторник Палата представителей отправила на доработку в постоянную комиссию проект закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Надежда Котковец, представляя документ, отметила, что с тех пор, когда в феврале 1991г. был принят Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в республике существенно изменилось гражданское законодательство. Закон призван объединить нормы, заложенные в различных нормативных правовых актах, определить правовые, организационные и экономические основы в создании и деятельности фермерских хозяйств. Уточняется, отметила Н.Котковец, определение фермерского хозяйства: это коммерческая организация, созданная одним гражданином или членами одной семьи, внесшими имущественные вклады, для осуществления деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельхозпродукции, основанной на их личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей.

Предусмотрены гарантии деятельности хозяйств и меры их государственной поддержки. В частности, поддержка за счет средств республиканского и местного бюджетов; в соответствии с налоговым законодательством будет предоставляться  особый режим налогообложения, а также сохраняется право перейти на уплату единого налога для производителей сельхозпродукции; в течение 3 лет со дня госрегистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов (кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством). Эти нормы будут действовать до вступления в силу Особенной части Налогового кодекса.

Н.Котковец также отметила, что фермерским хозяйствам из бюджета ежегодно выделяются средства на строительство зданий и сооружений, на закладку многолетних насаждений, на приобретение уборочной техники и оборудования, на формирование основного стада и покупку молодняка. В 2001г. на эти цели выделено 386 млн. руб., в 2002г. - 299 млн., в 2003г. - 587,5 млн., на 2004г. запланировано 684 млн.руб.

Депутаты задали заместителю министра ряд вопросов. Например, почему в законопроект не вошли нормы, регулирующие порядок пользования землей? По мнению депутатов Галины Мазуркевич и Сергея Костяна, право аренды земли должно передаваться по наследству. Оказалось, что эти вопросы будет регулировать Земельный кодекс, новая редакция которого уже поступила в Палату представителей. Но маловероятно, что его успеют принять до конца сессии. То есть работать над ним придется депутатам нового, следующего созыва. Но как в таком случае будет действовать закон?

Депутат Ольга Абрамова озвучила обращение участников девятого съезда фермеров республики к Палате представителей, которые считают, что законопроект по сравнению с ныне действующим законом в ряде случаев ухудшает их положение. Так, согласно ст. 8 членами фермерского хозяйства могут быть лишь члены одной семьи. То есть два женатых брата не могут создать одно фермерское хозяйство. Где тут логика? Кстати, ныне действующий Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такую возможность обеспечивает.

В ст. 21 записано, что глава фермерского хозяйства не может одновременно быть руководителем иной коммерческой организации. Здесь явное противоречие с Трудовым кодексом и Конституцией, отметила О.Абрамова.

Статья 24 "Участие фермерского хозяйства в финансовых и кредитных отношениях" касается льготного кредитования создающихся фермерских хозяйств. Однако кому адресовано исполнение этой нормы? Белагропромбанку? Но это коммерческий банк. Скорее всего, Национальному банку, который в статье не упоминается. Следовательно, считает депутат, в закон вносится безжизненная норма. Действующая редакция закона содержит на сей счет более четкие формулировки.

Разработчики проекта закона в ст.5 определили, что "наименование фермерского хозяйства... должно содержать слова "крестьянское (фермерское) хозяйство" либо "фермерское хозяйство", а в ст.33 обязали фермерские хозяйства в течение года привести свои учредительные документы в соответствие с законом. Тем хозяйствующим субъектам, которые зарегистрированы как "крестьянские хозяйства",  вместо того, чтобы заниматься производством,  придется тратить время на перере-гистрацию.

И руководители Министерства сельского хозяйства и продовольствия, и депутаты считают этот закон важным и нужным. Вероятно, после доработки в комиссии по аграрным вопросам он вновь будет вынесен на обсуждение в первом чтении.

-------------------------------------
НАША СПРАВКА

Сегодня в стране насчитывается более 2,5 тыс. фермерских хозяйств, в т.ч. в Брестской области - 528, в Витебской - 450, в Гомельской - 331, в Гродненской - 328, в Могилевской - 346, в Минской - 520. За ними закреплено 165 тыс. га сельхозугодий или 1,8% от общего количества. На одно фермерское хозяйство в среднем приходится 66 га сельхозугодий. В прошлом году этим сектором произведено 95,7 тыс. т зерна, 83 тыс. т картофеля, 72 тыс. т овощей. Здесь содержится 31 тыс. голов крупного рогатого скота. За истекшее десятилетие по тем или иным причинам прекратили свою деятельность 2630 фермерских хозяйств.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений