$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПОМЕНЬШЕ ВЫХОДНЫХ И ПОСРЕДНИКОВ

19.10.2010

Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты проверки мероприятий, предусмотренных Республиканской программой развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. (далее — Программа), в т.ч. развитие добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии.

Ранее результаты работы государственных страховых организаций трижды рассматривались на коллегиях КГК. Комитет указывал на недостатки в сфере страхования, предлагал совершенствовать законодательство, регулирующее страховую деятельность. По его рекомендации занимаемые должности освободили руководители Белорусского бюро по транспортному страхованию, Белорусской национальной перестраховочной организации, республиканского предприятия экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант». Тем не менее принимаемые Правительством и Минфином, отвечающим за проведение государственной политики в области страхования, меры не улучшили ситуацию: страховой рынок развивается медленно.

В I полугодии 2010 г. страховые организации не выполнили 10 из 26 основных экономических показателей и заданий по развитию страхования, предусмотренных Программой.

Качество обслуживания физических лиц остается низким. Страховые организации нередко запрашивают у граждан лишние справки для получения страхового возмещения, выплачивают его спустя 3 и более месяца после подачи заявления о страховом случае, необоснованно вызывают в суды по вопросам страховых выплат. Одна из крупных частных страховых компаний, например, предъявляла в судах право регрессного требования по произведенным выплатам по добровольному страхованию транспортных средств к гражданам, виновным в ДТП, совершенным по неосторожности. При этом выдвигались требования о взыскании не только суммы ущерба, но и процентов за пользование «чужими» деньгами, а также расходов на оплату услуг юридических фирм. В качестве меры по обеспечению иска страховщики предлагали налагать арест на имущество граждан.

Режим ежедневной работы страховых компаний необходимо изменить, а трудовую неделю продлить на один день. Нынешний график приема — до 17.30 в будни и установленные выходные дни — суббота и воскресенье не устраивают население. Поэтому КГК предлагает изменить режим работы и сделать для страховых компаний субботу рабочим днем.

Сейчас правила добровольного страхования учитывают больше интересы страховщиков, чем страхователей. В них не определены предельные сроки рассмотрения страховыми организациями обращений граждан при наступлении страхового события. Одновременно право регрессного требования предоставляется страховщику к виновным лицам во всех случаях, причем по обязательному страхованию — только при наличии умысла страхователя, за исключением случаев причинения вреда по неосторожности.

При заключении договоров добровольного страхования интересов физических лиц — получателей потребительских кредитов некоторые коммерческие банки навязывают гражданам услуги конкретных страховых компаний, вынуждая получателей кредита страховать имущество по более высоким тарифам. Они признают полисы только определенных частных страховых структур, не принимая договоры страхования с Белгосстрахом.

Государственная страховая организация «Стравита» и ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд» (БНСПФ), несмотря на предоставленные им преимущества, не смогли увеличить число договоров по добровольному страхованию жизни и дополнительной пенсии. На начало 2010 г. лишь 270 тыс. человек (менее 3% жителей республики) заключили с ними такие соглашения. Для сравнения во Франции полис страхования жизни имеют 96% населения, в США — 99%. Влияет отсутствие в Беларуси сети подразделений по страхованию. В большинстве районов граждане не имеют возможности самостоятельно заключить договор страхования жизни или дополнительной пенсии. Из-за неэффективного маркетинга и рекламы в стороне от страхования жизни и дополнительной пенсии своих сотрудников остаются многие крупные предприятия.

Однако невыполнение показателей Программы и отсутствие прироста страховых взносов не помешали руководству «Стравиты» и БНСПФ регулярно начислять премии страховым агентам и штатным работникам. Проверки выявили случаи неэффективного и нерационального использования денежных средств, нарушения страхового законодательства. «Стравита», например, отчисляла двум посредникам — коммерческим структурам от 10 до 25 USD за каждую встречу с клиентом, организованную после предварительного телефонного опроса, не учитывая ее результат (заключен договор страхования с предприятием или нет). Таким образом, посредники заработали более 60 млн. Br, хотя та же работа должна была выполняться сотрудниками «Стравиты». БНСПФ часть страховых резервов в пределах, разрешенных законодательством, инвестировал в объекты недвижимости. Эффективность вложений пока нулевая. За нарушения законодательства страховые организации привлечены к административной ответственности на сумму 54,3 млн. Br.

Коллегия КГК отметила недостаточную работу Минфина по контролю pа деятельностью страховщиков и рекомендовала Совмину рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководящих работников финансового ведомства, отвечающих за сферу страхования, а также принять меры по обеспечению порядка в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, Минфину предложено обеспечить сокращение сроков рассмотрения страховщиками заявлений граждан на выплату страхового возмещения и установить жесткий контроль над выполнением страховыми организациями правил и условий страхования.

По материалам
пресс-службы КГК РБ