$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Получены, но держатся в секрете

03.08.2007

По данным Министерства финансов, в июне-июле текущего года три крупнейшие международные рейтинговые агентства «Standard&Poor’s», «Moody’s» и «Fitch Ratings» присвоили свои рейтинги Беларуси. Однако сведения об их значении правительство пока не разглашает.

Единственное, на что решился Минфин — это предоставление информации о собственной оценке рейтингов. Как сообщил Интерфаксу первый заместитель министра финансов Андрей Харковец, «полученные значения рейтингов находятся на уровне предварительных оценок, сделанных Минфином, Нацбанком, Минэкономики и МИДом, причем на уровне не пессимистических оценок».

Он отметил также, что «нас полученные рейтинги вполне устраивают». По словам замминистра, в настоящее время специалисты Минфина проводят оценку сопоставимости рейтингов Беларуси с рейтингами других стран. Он также отметил, что, вероятнее всего, показатели будут опубликованы в ближайшее время, причем окончательное решение о публикации будет приниматься главой государства.

Можно с большой долей уверенности предположить, что было в пессимистическом варианте. Дело в том, что ряд белорусских банков имеет рейтинги дефолта эмитента (невыполнения обязательств) от агентства «Fitch Ratings» на уровне В-, а рейтинги отдельных предприятий и банков, как правило, не могут быть выше рейтинга страны. Следовательно, можно предположить, что В — и есть пессимистичный вариант.

Что касается оптимистичного варианта оценки, то это, конечно же, должен был быть рейтинг инвестиционного уровня ВВВ. Но его мы не получили, т.к. А.Харковец не заявлял, что оправдался оптимистичный прогноз.

Таким образом, вероятнее всего, Беларусь получила какую-либо оценку на уровне ВВ. Это еще спекулятивные показатели. По версии агентства «Fitch Ratings», они обозначают довольно слабую кредитоспособность, когда перспективы погашения финансовых обязательств страны являются в какой-то степени неопределенными, а способность своевременно погашать обязательства остается более подверженной негативным экономическим изменениям, которые могут произойти со временем, чем у стран с инвестиционными рейтингами. Данные суждения почти идеально подходят к нашей стране с учетом неопределенности в отношениях с Россией и перспективой роста цены энергоносителей до мирового уровня.

Такое значение рейтинга примерно соответствует и уровню развития экономики Беларуси в сопоставлении с другими странами СНГ. Это довольно просто обнаружить, анализируя рейтинги агентства «Fitch Ratings» для стран СНГ. Такие оценки имеют Россия, Украина, Казахстан, Молдова, Армения, Азербайджан и Грузия. Инвестиционные рейтинги дефолта эмитента есть только у Казахстана и России. Преимущества этих двух стран перед Беларусью очевидны — у них большие валютные резервы, положительное сальдо внешней торговли. Поэтому таких рейтингов нам явно никто не присвоит.

Самый низкий рейтинг — уровня В — имеет только Молдова. Тут уж преимущества Беларуси очевидны — у нас относительно сильная экономика и низкий внешний долг.

Азербайджан, имеющий огромные запасы нефти и демонстрирующий быстрые темпы роста, имеет рейтинг ВВ+. Украина — ВВ-, так же как и Грузия и Армения. Конечно, белорусская экономика сильнее, чем грузинская или армянская, но явно уступает украинской, где низкий рейтинг явно обусловлен политической нестабильностью. Что касается Азербайджана, то тут Беларусь, пожалуй, несколько отстает по уровню стабильности экономики — пусть она у нас, возможно, и более диверсифицирована и развита, но нефть есть нефть, вернее, ее у нас почти нет, а у Азербайджана полно.

Таким образом, можно считать, что Беларусь занимает некоторое промежуточное положение и заслуживает рейтинг ВВ. Рейтинг ВВ+ можно было бы считать удачей для нашей страны, а ВВ — - недооценкой.

Вообще надо отметить, проблеме рейтинга в Беларуси придается явно преувеличенное значение. Это довольно рядовая процедура определения финансовой устойчивости государства. Его наличие несколько упрощает процедуру получения средств из-за рубежа и позволяет снизить их стоимость. И все.

С точки зрения влияния на ставки по кредитам, для Беларуси величина ее рейтинга в настоящее время большого значения не имеет. Разница между плохими и хорошими возможными для нашей страны величинами рейтингов соответствует различию в ставках по получаемым Беларусью и ее предприятиям кредитам всего на 1-2 процентных пункта. Это 10-20 млн. USD дополнительных расходов с каждого миллиарда USD долга. Для страны это гроши.

Гораздо существеннее — динамика рейтинга. Если она будет положительной, то это привлечет прямых инвесторов. Если сейчас рейтинг окажется заниженным, то он сможет быстрее расти в будущем.

Важен и сам факт получения рейтинга, т.к. он показывает, что руководство Беларуси способно, хотя, возможно, и скрепя сердце, действовать в соответствии с общепринятыми в мировой экономике правилами поведения.

Владимир ЖЕЛЕЗНЯКОВ