Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
31.10.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Получение уведомления от налогового органа и действия субъекта хозяйствования

Нормы Указа Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488) применяются как при проведении проверок налоговыми органами, органами финансовых расследований (ОФР), так и при получении от них уведомления или предписания о необходимости скорректировать налоговую базу. При получении уведомления субъекты хозяйствования должны руководствоваться следующим.

В рамках Указа № 488 ведется реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр). Включение в реестр происходит при наличии одного или нескольких из 5 оснований, предусмотренных Указом № 488. Если у субъекта хозяйствования – контрагента по сдел­ке включили в реестр, уполномоченные органы могут провести проверку его деятельности либо направить субъекту хозяйствования уведомление или предписание. При этом уведомления в адрес субъектов хозяйствования, контрагенты которых включены в реестр, как правило, направляются налоговыми органами по результатам камерального контроля либо мониторинга. Получив уведомление, субъекту хозяйствования следует скорректировать объекты налогообложения. Вместе с тем у него могут быть веские основания возражать налоговому органу, если плательщик уверен в действительности хозяйственной операции с включенным в реестр контрагентом. В таком случае возражения надо представить в письменном виде.

Если плательщик после получения уведомления не откорректировал налоговую базу, это не означает, что у него немедленно будет проведена проверка, но с большой вероятностью такого плательщика включат в координационный план проверок.

Организация может принять решение о самостоятельной корректировке хозяйственных операций с контрагентом по взаимоотношениям, по которым получено уведомление налогового органа. В этом случае в зависимости от того, какая хозяйственная операция была совершена с контрагентом, включенным в реестр, применяются положения подп. 1.11 п. 1 Указа № 488. При этом определяется налоговая база, исчисляется сумма налогов, подлежащих уплате, и пени за весь период неуплаты, платежи уплачиваются в бюджет и подается уточненная налоговая декларация в ИМНС по месту постановки на налоговый учет. Обратим внимание, что пеню следует уплатить тогда же, когда скорректированы суммы налогов.

Если принято решение не корректировать бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с нормами подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, поскольку есть доказательства юридического и фактического осуществления хозяйственных операций с контрагентом, включенным в реестр и указанным в уведомлении ИМНС, организации следует ожидать действий со стороны налоговых органов. При этом обратим внимание, что нормы Указа № 488 и налогового законодательства не обязывают налоговый орган, направивший уведомление, уведомлять о решении, принятом по возражениям на уведомление. Вместе с тем необходимо отслеживать информацию о проверках, включаемых в координационный план.

Согласно ч. 3 подп. 1.12 п. 1 Указа № 488 при получении предписания ОФР юридические лица и ИП обязаны по этому предписанию осуществить в порядке, определенном в подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, налогообложение хозяйственных операций с субъектом пред­принимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, предусмотренное в подп. 1.121 п. 1 Указа № 488. Но это требование не является абсолютно подлежащим исполнению в силу права организации, получившей предписание, подать на него возражение, что автоматически аннулирует предписание. Так, если субъект хозяйствования имеет достаточные юридические и фактические доказательства действительности совершенных между ним и контрагентом, включенным в реестр, хозяйственных операций, на основании подп. 1.123 п. 1 Указа № 488 в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания он вправе подать возражения на предписание.

В случае подачи возражений на предписание ОФР либо неисполнения предписания без подачи возражений ОФР назначит проверку либо поручит провести проверку налоговому органу по месту постановки на налоговый учет субъекта хозяйствования (подп. 1.124 п. 1 Указа № 488).

Вместе с тем, если субъект хозяйствования примет решение исполнить предписание, как и в случае с уведомлением налогового органа, надо откорректировать налоговые обязательства в соответствии с положениями подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, уплатить налоги и пени (рассрочки по уплате пени не предусмотрено), подать уточненную налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет и уведомить об исполнении предписания ОФР.

В случае добровольного исполнения уведомления, предписания налогового органа или ОФР административная ответственность по ст. 13.6 КоАП не наступает.

Субъекту хозяйствования целесообразно учитывать в своей хозяйственной деятельности нормы Указа № 488, согласно которым хозяйственная операция должна быть де-факто совершена. Факт совершения хозяйственной операции надо подтверждать первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Это означает, во-первых, что первичный учетный документ должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством к его оформлению, во-вторых, что хозяйственная операция, отраженная в нем, должна быть действительно совершенной. Если хозяйственные операции имеют место только на бумаге, а фактически не совершались, именно они и корректируются в соответствии с требованиями Указа № 488.

Если такие факты будут установлены в ходе проверки налогового органа или ОФР, плательщику надо будет внести изменения в налоговый и бухгалтерский учет. При этом хозяйственная операция, которая была отражена как реализация, таковой в учете и остается. Однако выручка, полученная по этой операции, должна быть отражена еще и в составе внереализационных доходов и ее необходимо обложить налогом на прибыль по установленной ставке. При корректировке операций по приобретению товаров, работ или услуг их стоимость не может быть включена в состав затрат по производству и реализации.

Кроме того, предъявленные суммы НДС не подлежат вычету и не учитываются при исчислении налога на прибыль. Доначисленные суммы налогов и пени уплачиваются в бюджет. Однако правовыми последствиями установленных нарушений налогового законодательства, помимо применения подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, будут и меры административной ответственности по ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа». Кроме того, в отношении проверяемого субъекта хозяйствования могут быть применены и меры административной ответственности по ч. 4 ст. 12.7 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by