Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Зарубежный опыт
01.04.2003 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОЛЬША ...Публичная администрация и общественный контроль

Административная реформа в Польше 90-х годов сопровождалась обширной общественной дискуссией, в ходе которой было признано, что прежняя система государственного управления, сформированная в советский период и соответствовавшая другому строю, иной философии права, системе собственности и управления экономикой, целям внутренней и внешней политики, стала дисфункциональной...

Административная реформа в Польше 90-х годов сопровождалась обширной общественной дискуссией, в ходе которой было признано, что прежняя система государственного управления, сформированная в советский период и соответствовавшая другому строю, иной философии права, системе собственности и управления экономикой, целям внутренней и внешней политики, стала дисфункциональной.

Централизованная и основанная на принципе превосходства ведомственных структур, она делала невозможным рациональное проведение социальной и экономической политики в новых условиях как в масштабе страны, так и на региональном и локальном уровне. Отказаться от прежней административной системы побудило также характерное для нее смешение политической ответственности и чиновничьей компетенции. По мнению аналитиков, сфера администрации, институционально не отделенная от управления государственной собственностью, при отсутствии высокой менеджерской квалификации приводила к воспроизводству бюрократических и неэффективных форм управления общественным имуществом и экономикой.

Реформа администрации вылилась в два проводимых одновременно процесса: реформу территориальной организации страны и децентрализацию. Последняя, понимаемая как перенос части ответственности правительства на местный и региональный уровень, освободила центр исполнительной власти от обязанностей текущего администрирования и управления, предоставив возможность ответственного управления страной в целом.

Было предложено ввести новую территориальную структуру страны, состоящую из 2,5 тыс. гмин, 300 повятов и 16 крупных воеводств, продолжив процесс административной и финансовой децентрализации через образование повятового (окружного) самоуправления. Это воспринималось как основа оздоровления многих областей общественной жизни -- в первую очередь системы здравоохранения и школьного образования, -- а также улучшения состояния общественного порядка и общей безопасности.

Преобразование повлекло одновременное изменение административного деления, введение самоуправления в повятах и воеводствах, перестройку правительственной администрации путем консолидации и модификации принципов ответственности, а в целом -- проведение основных общественных реформ.

Помимо территориальной реформы, в 1998г. были приняты и другие значимые акты об устройстве -- в первую очередь законы об общественных финансах и о гражданской службе. Были также подготовлены проекты практического введения реформы центра и правительства (в том числе канцелярии председателя Совета Министров) в связи с введением в действие закона о департаментах правительственной администрации. Это не значит, что практические реорганизационные работы на разных этажах административного устройства в Польше завершены. Детально разработанные административные реформы крупного масштаба, такие как введение устройства самоуправления в гминах, повятах и воеводствах, свидетельствуют только об установлении правовых условий и организационных рамок, наполнение которых зависит от активности и положительного подхода гражданских элит и административных кадров.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений