$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕАЛИЗУЮТСЯ В ЗАКОНАХ©

15.03.2013

Одним из направлений деятельности Конституционного Суда (КC) является осуществление обязательного предварительного контроля конституционности всех законов, принятых Национальным собранием Республики Беларусь, до подписания их Президентом. Решения КС по таким законам нацеливают законодателя и правоприменителей на соблюдение и реализацию конституционных принципов и норм.

Например, при оценке положений Закона от 5.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 16-З) КС исходил из того, что этот нормативный акт, устанавливая правовой режим коммерческой тайны, посредством защиты информации, имеющей для их владельцев коммерческую ценность, обеспечивает таким образом правовую защиту их коммерческих интересов и, соответственно, максимально выгодное использование информации в предпринимательской деятельности. Тем самым создаются условия для реализации предоставленных Конституцией равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; гарантирования всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 2, 4 ст. 13 Конституции). Нормы Закона № 16-З согласуются и с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г., заключенного в рамках ВТО.

Конституция, гарантируя гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации, в то же время предусматривает возможность ограничения пользования ею (ч. 1, 3 ст. 34). Это согласуется с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции о возможности ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах прав и свобод других лиц, что относится и к праву на информацию.

Согласно правовой позиции КС законодатель вправе определять перечень сведений, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, и режим коммерческой тайны, устанавливать порядок доступа к коммерческой тайне в целях обеспечения баланса интересов ее обладателей и других участников регулируемых отношений, в т.ч. государства, на рынке товаров, работ и услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также реализации лицом, обладающим сведениями, составляющими коммерческую тайну, права на защиту информации.

В ст. 13 Конституции закреплено положение о предоставлении государством равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, для всех; гарантии всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 2, 4).

Указанные в Конституции права на имущество нашли развитие в нормах ГК, согласно которым имущественные отношения основываются на принципах равенства участников гражданских отношений и свободы договора (ч. 2 ст. 2). Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ч. 3 ст. 2 ГК). В качестве такого условия может быть предусмотрена обязанность контрагента соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну.

Установление в Законе № 16-З механизма охраны коммерческой тайны в рамках договорных отношений со стороной гражданско-правового договора, которой владелец коммерческой тайны предоставил доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также с работниками, доступ которых к коммерческой тайне необходим для выполнения ими трудовых (служебных) обязанностей, имеет целью обеспечение баланса между принципом свободы заключения договора и случаями заключения договора с соблюдением законодательно оговоренных условий, гарантирует защиту информации, составляющей коммерческую тайну, и направлено на реализацию положений ст.ст. 13 и 34 Конституции.

При рассмотрении в порядке обязательного предварительного контроля конституционности Закона от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 415-З) КС отметил, что конституционный принцип госрегулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях получил развитие в положениях Закона № 415-З, устанавливающих условия начала процедуры экономической несостоятельности (банкротства), исключающие возможность необоснованного возбуждения дела; определяющих компетенцию органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства); предусматривающих меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и оказанию финансовой помощи должнику, проведению досудебного оздоровления юрлица, ИП; обязывающих госорганы, в подчинении (составе) которых находится должник, принимать меры по созданию новых рабочих мест, а также по трудоустройству работников организации-банкрота в целях предупреждения негативных социальных последствий при объявлении предприятия экономически несостоятельным (банкротом); усиливающих защиту прав действующих и бывших работников должника, перед которыми он имеет задолженность по зарплате, а также прав граждан в связи с задолженностью по оплате оказанных ими работ (услуг) по гражданско-правовым договорам.

Указанный конституционный принцип получил развитие и в нормах Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), определяющих особенности госзакупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, в Законе № 419-З установлено, что если объем (количество) предмета госзакупки разделим, формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10% объема (количества) предмета этой госзакупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства. Согласно правовой позиции КС положения Закона № 419-З, определяющие особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах госзакупок, направлены на реализацию целей госполитики в сфере малого и среднего предпринимательства, устанавливают правовое регулирование осуществления его поддержки, в т.ч. путем создания благоприятных условий для его развития.

Лилия КОЗЫРЕВА,

судья Конституционного Суда, заслуженный юрист Республики Беларусь