Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №59(2556) от 09.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5796
EUR:
2.6339
RUB:
4.2662
Золото:
148.75
Серебро:
1.69
Платина:
77.3
Палладий:
182.96
Назад
Проблемы и решения
22.07.2003 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Половина госпредприятий — банкроты

Результаты финансово-хозяйственной деятельности 50% белорусских государственных предприятий дают формальное основание для возбуждения в их отношении процедуры банкротства, полагают специалисты департамента по санации и банкротству Минэкономики...
Результаты финансово-хозяйственной деятельности 50% белорусских государственных предприятий дают формальное основание для возбуждения в их отношении процедуры банкротства, полагают специалисты департамента по санации и банкротству Минэкономики. Более 60% госпредприятий, в том числе АО с долей госсобственности, являются устойчиво неплатежеспособными, а "наиболее тяжелая ситуация характерна для предприятий с численностью работающих свыше 1 тыс. человек". Применение процедуры банкротства ко всем этим предприятиям "немыслимо для нашей страны" из-за возможной социальной напряженности.

Очевидна необходимость возбуждения процедуры банкротства в отношении 11% госпредприятий, у которых долговые обязательства превышают стоимость имущества по балансовой оценке.

Сегодня судебная процедура банкротства проводится в отношении 1,5 тыс. белорусских субъектов хозяйствования (32 тыс. работающих), из них предприятий госсобственности только 90, в т.ч. 23 АО с долей госсобственности.

Количество неплатежеспособных госпредприятий в нашей стране постоянно увеличивается, при том, что в стране действуют самые "щадящие" критерии отнесения субъекта хозяйствования к неплатежеспособному. Согласно законодательству должник может быть признан банкротом, если не оплачивает долги в течение календарного года и их сумма равна или превышает балансовую стоимость его имущества.

Ведение деятельности предприятиями, близкими к банкротству, увеличивает их долги "в геометрической прогрессии" и подрывает устойчивость партнеров. Департамент по санации и банкротству Минэкономики ведет мониторинг неплатежеспособных предприятий госсектора и ежеквартально информирует органы госуправления о существующем положении дел.

Однако ведомственный и закрытый характер такой информации приводит к тому, что контрагенты потенциальных банкротов сотрудничают с ними "вслепую", становясь заложниками их неплатежеспособности.

Среди причин предбанкротного состояния большей половины госпредприятий специалисты выделяют крайне неквалифицированный менеджмент и "вопиющую ситуацию с бухучетом" наряду с избыточной, на уровне 30--70%, численностью рабочей силы, высокий уровень складских запасов и низкую эффективность производства. "Доведение до таких предприятий валовых показателей парализует их деятельность, так как размер убытков при этом двукратно превышает стоимостное выражение роста объема производства", -- отмечают в департаменте по санации и банкротству.

Макроэкономические причины банкротства -- в несогласованности и некомпетентности органов госуправления, регулирующих хозяйственную деятельность госпредприятий, а также в действующей налоговой, таможенной, тарифной и ценовой политике государства, следствием чего стал недостаток оборотных средств большинства предприятий. Практически не имеют оборотных средств 45% промышленных предприятий республики.

Эксперты считают целесообразным создание специального фонда для обеспечения финансирования внесудебных процедур банкротства. Декларируемая госполитика в части комплексных мер по внесудебному финансовому оздоровлению предприятий "мало подкреплена финансовой составляющей". Поэтому фиксируется "перекос" в сторону санации предприятий-банкротов через судебную практику, которая "не в состоянии оздоровить экономику", констатировали они.

Предоставление неплатежеспособным предприятиям отсрочек по платежам в бюджет признано неэффективной мерой госполитики финансового оздоровления реального сектора. Практика предоставления таких отсрочек позволила снизить количество неплатежеспособных предприятий только на 1%, а предоставление других льгот и преференций позволило восстановить платежеспособность лишь отдельных предприятий.

Говоря о причинах сдерживания банкротства на государственном уровне, особенно в отношении градообразующих предприятий, специалисты департамента по санации и банкротству указывают на возможную социальную напряженность в случае высвобождения значительного количества избыточной рабочей силы, которую не позволяет трудоустроить потенциал служб занятости.

Вместе с тем стагнация в сфере частного бизнеса "делает ситуацию тупиковой".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений