$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Полоса неблагоприятности©

13.01.2015

Постановлением Совмина от 31.12.2014 № 1277 утвержден перечень районов, относящихся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции. В соответствии с ним почти половина территории Беларуси является зоной со сложными условиями для аграрной деятельности.

В перечень включено 62 района, в т.ч. по 18 — в Витебской и Гомельской областях, 3 — в Гродненской, 10 — в Могилевской, 7 — в Брестской, 6 — в Минской.

Ранее постановлением Совмина от 15.08.2014 № 796 был установлен порядок определения районов неблагоприятного сельхозпроизводства. В соответствии с ним таковым признается район, на территории которого в связи с природно-климатическими, почвенными, экологическими и социально-экономическими факторами организация высокорентабельного сельхозпроизводства (за исключением граждан, ведущих личные (подсобные) хозяйства) невозможна.

Среди критериев отнесения районов к неблагоприятным значится средний за 3 предшествующих года процент гибели посевов сельхозкультур вследствие неблагоприятных природно-климатических условий, балл кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, удельный вес сельхозземель, загрязненных радионуклидами цезия-137 и стронция-90 с уровнем их содержания от 1 Ки/км2 и выше и 0,15 Ки/км2 и выше соответственно в общей площади таких земель, удельный вес трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте в общей численности населения района, уровень зарегистрированной безработицы за последний отчетный год.

Придание многим районам статуса неблагоприятных для сельхозпроизводства осуществлено в развитие Указа Президента от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике», одна из целей которого — совершенствование механизма оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям. Таким районам данным Указом предоставлено, в частности, право прямой господдержки посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Между тем реализация этой нормы, полагаем, вызовет дискуссии в аграрной среде. Дело в том, что дифференциация районов по условиям неблагоприятности для сельхозпроизводства не соответствует дифференциации по аналогичному признаку сельхозорганизаций, которым как раз и предназначена господдержка. То есть условия сельхозпроизводства в хозяйстве, скажем, «благополучного» Столбцовского района могут быть хуже, нежели в сельхозпредприятии соседнего Воложинского района, который в соответствии с постановлением № 1277 является неблагоприятным для производства аграрной продукции. Однако принятый подход позволяет рассчитывать на господдержку сельхозорганизации с лучшими условиями, что по меньшей мере несправедливо. Поэтому составление списка хозяйств с неблагоприятными условиями сельхозпроизводства для оказания им господдержки в целях выравнивания условий для производственной конкуренции представляется более логичным.

Следует отметить, что формы, методы и уровень господдержки в отечественном АПК сегодня не являются нашим внутренним делом, а определяются нормами Договора о ЕАЭС, требующими проведения согласованной аграрной политики. При этом господдержка является одной из наиболее чувствительных тем. Россия, в частности, в период создания Таможенного союза неоднократно требовала от Беларуси использования мер, которые бы не давали нашим сельхозпроизводителям преимуществ на общем аграрном рынке. Это заставляет белорусское правительство действовать с оглядкой на восток.

В 2013 г. Россия дополнила свой федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» новым термином — территория, неблагоприятная для производства сельхозпродукции. Его введение как новой формы господдержки было обусловлено вступлением РФ в ВТО, в результате которого она обязалась снизить размер господдержки сельского хозяйства с 9 млрд. USD в 2013 г. до 4,4 млрд. USD к 2018 г. Дело в том, что ВТО налагает жесткие ограничения на меры господдержки, относящиеся к «желтой корзине», как непосредственно искажающие рынок. Это ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на топливо, смазочные материалы, удобрения и другие материально-технические ресурсы, списание долгов. Поскольку в России данные госрасходы составляют порядка 70% и их предстоит сильно урезать, то стали искать им замену.

Внимание россиян привлекла категория территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, поскольку соглашение ВТО по сельскому хозяйству, действующее для всех стран — членов этой организации, разрешает вывести такие территории из-под ограничений, касающихся размеров прямой помощи сельхозпроизводителям. Помощь таким территориям кодируется по нормативам ВТО как «региональные программы». В их рамках государство вправе оказывать прямую поддержку сельхозпроизводителям, хозяйствующим на территориях с неблагоприятными условиями, а помощь им не является мерой, искажающей рынок и запрещенной нормами ВТО, а всего лишь дотягивает их положение до «нормального» уровня. Такая помощь должна компенсировать производителю дополнительные расходы, которые он вынужден нести в силу неблагоприятных условий хозяйствования: на мелиорацию, транспортировку, средства агрохимии, приобретение оборудования и технологий и т.д.

Как показывает мировая практика, многие страны пользуются этим каналом прямой госпомощи АПК. Например, в ЕС к неблагоприятным территориям отнесены горные районы с тяжелыми климатическими условиями или сложным рельефом местности, земли, которым грозит истощение и которым необходима консервация, неплодородные и трудно обрабатываемые земли и (или) такие, где сохранение сельского хозяйства обусловлено внеэкономическими факторами, включая туристический потенциал, защиту побережья, занятость населения. В этом случае государственные дотации кодируются как «региональная помощь», что входит в пакет «зеленой» корзины, которая по правилам ВТО не лимитируется.

Беларусь, как известно, также планирует присоединиться к ВТО, и тема мер господдержки сельскому хозяйству на переговорах с этой организацией представляется ключевой. Таким образом, определив перечень районов, относящихся к неблагоприятным для производства сельхозпродукции, наша страна на международной арене рассчитывает «убить зайцев» одновременно на двух направлениях — ЕАЭС и ВТО. Только вот получится ли?

В ЕАЭС механизм учета и взаимопризнания мер господдержки в аграрном секторе еще предстоит разработать. А пока в Москве вряд ли согласятся, что неблагоприятные для сельхозпроизводства районы в Тюменской области, например, имеют такое же право на господдержку, как на Могилевщине.

В рамках ВТО неблагоприятные территории определяются на основании п. 13 приложения 2 к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству. При этом каждый такой регион должен представлять собой четко обозначенную географическую зону, а его «неблагоприятность» определяется на основе нейтральных и объективных критериев, четко изложенных в законе или нормативном акте и свидетельствующих о том, что трудности здесь порождены не просто временными обстоятельствами, а более серьезными причинами.

При таком подходе заслуживающим внимания на международном уровне критерием неблагоприятности для районов в Беларуси может быть разве что степень их радиоактивного загрязнения. Между тем некоторые аграрные районы демонстрируют экономическую неконкурентность, а то и приходят в упадок не из-за каких-либо природных факторов, а лишь из-за неэффективного хозяйствования.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях