$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОЛИТИКА НАЦБАНКА:РЕГУЛИРОВАТЬ, А НЕ ГАДАТЬ©

23.01.2015

Во вторник Нацбанк ответил на вопросы СМИ, касающиеся отдельных аспектов проводимой денежно-кредитной политики. Регулятор отметил, что в нынешних условиях сложно надеяться на выполнение ранее утвержденных прогнозов, но гадать о возможных размерах инфляции и курса рубля не стал.

Больше всего читателей деловых СМИ интересует, как будет наводиться порядок на финансовом рынке. Ведь до сих пор перед Нацбанком постоянно ставились две взаимоисключающие задачи: во-первых — борьба с инфляцией, во-вторых — обеспечение доступности и объемов кредитных ресурсов для возобновления экономического роста в стране (хотя в целом за последний отвечает правительство). Но сегодня падение курса рубля и угроза нового витка инфляции выглядят куда актуальнее, чем проценты роста ВВП.

В Нацбанке нынешнее положение объясняют падением цен на нефть, девальвацией валют стран — основных торговых партнеров, геополитической напряженностью, а также конъюнктурным изменением рынков в 2014 г. Чтобы нивелировать негативное влияние внешних факторов и не допустить дальнейшего ухудшения в экономике, «правительством совместно с Нацбанком были осуществлены макроэкономические корректировки». Это позволило нормализовать ситуацию на внутренних финансовых рынках: снизился чистый спрос на покупку иностранной валюты, возобновился прирост срочных вкладов (депозитов) населения.

В текущем году, по прогнозным оценкам, сохранится сложная и неопределенная ситуация на мировых сырьевых и финансовых рынках, а также в экономике стран — основных торговых партнеров, признает Нацбанк и обещает проводить совместно с правительством единую экономическую политику, «оперативно и гибко» реагируя на внешние вызовы. Базовым условием для обеспечения ценовой и финансовой стабильности является замедление инфляции, что неразрывно связано с уровнем доверия к рублю. Поэтому республику ждут контроль за денежным предложением, оптимизация кредитной активности, проведение взвешенной процентной политики. Особое внимание будет уделяться динамике широкой денежной массы, которую должны использовать в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

На 2015 г. запланирован уровень инфляции до 12%. Однако из-за ситуации на рынках и девальвации этот прогноз потребует уточнения — «во взаимоувязке с уточнением параметров бюджета и прогноза социально-экономического развития страны на текущий год», отмечают в Нацбанке. Одной из главных задач в среднесрочной перспективе видится приведение уровня инфляции к однозначной величине.

Одновременно власти намерены реализовать комплекс мер по дедолларизации экономики и повышению доверия к рублю. В числе этих мер — максимальное ограничение расчетов в иностранной валюте на территории республики, а также отказ от привязки к доллару США или евро при определении цен, ставок по арендной плате, таможенных пошлин и иных платежей. Еще одна ключевая задача — поддержание золотовалютных резервов на безопасном уровне.

Курсовая политика

Для повышения гибкости курсовой политики с 9 января используется механизм привязки курса белорусского рубля к корзине валют, что означает отказ от прямой привязки к доллару США. При этом исходя из структуры внешнего товарооборота и получаемой валютной выручки удельный вес российского рубля увеличен до 40%, доллара США и евро — снижен до 30%. Валютные интервенции будут проводиться только для сглаживания пиковых колебаний стоимости корзины иностранных валют в объемах, обеспечивающих положительное сальдо покупки-продажи Нацбанком иностранной валюты в среднесрочном периоде.

Обменный курс будет более гибко реагировать на резкие изменения ситуации на внутреннем и внешних финансовых рынках. Это приведет к более сильным колебаниям обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. Но в среднесрочном периоде давление на валютный рынок снизится и произойдет стабилизация курсовых ожиданий, что позволит уменьшить волатильность рубля. Существенная оговорка — это произойдет «при проведении адекватной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики».

Прогнозировать обменный курс в Нацбанке не стали: невозможно предсказать все факторы влияния. Предполагается, что средняя стоимость корзины иностранных валют может увеличиться к концу года на 3–7%.

Процентная политика

Здесь главный вектор — антиинфляционный. Процентные ставки будут поддерживаться положительными в реальном выражении, а также будет обеспечиваться превышение доходности сбережений в белорусских рублях над валютными сбережениями.

Динамика ставки рефинансирования в течение года будет зависеть от макроэкономической ситуации. Если дела пойдут лучше, ставка рефинансирования и, соответственно, уровень процентных ставок в экономике будут снижаться. Но возможно их дальнейшее повышение, если инфляция будет расти быстрее, чем ожидается.

Золотовалютные резервы

Правительством и Нацбанком проводится комплекс мероприятий по рефинансированию внешних и внутренних обязательств. В частности, планируется привлечение несвязанных внешних кредитных ресурсов путем размещения нового выпуска суверенных еврооблигаций, а также внутренние заимствования. В 2015 г. на погашение внешнего госдолга будут направлены поступления от взимания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Планируется также активизировать взаимодействие с международными финансовыми организациями, в т.ч. с МВФ.

Валютный рынок

Введение каких-либо новых ограничений здесь не планируется. Выход на положительное сальдо покупки-продажи иностранной валюты на БВФБ будет достигнут за счет реализации общеэкономических мер, в т.ч. по стимулированию экспорта, ужесточения бюджетной и денежно-кредитной политики, более гибкого механизма курсообразования.

При этом регулятор не видит необходимости в удовлетворении «любой ценой» ажиотажного спроса населения на иностранную валюту. Поэтому банки в период высоких спекулятивных ожиданий продавали валюту в пределах ее покупки. Теперь, как считают в Нацбанке, предложение наличной валюты банками увеличивается, а по мере адаптации банков к условиям нового механизма курсообразования и закрепления положительных тенденций на валютном и депозитном рынках проблемы у обменников исчезнут. А вот рекомендации по формированию курса +/–2% сохранятся как соответствующие международной практике.

Сохранится пока и норма обязательной продажи 50% валютной выручки. Возможно, ее пересмотрят лишь во II квартале 2015 г. А вот ограничения на совершение сделок с валютой на внебиржевом рынке могут быть сняты еще до 1 апреля.

Депозиты

Принятые в конце 2014 г. меры процентной политики дали свой положительный эффект, считают в Нацбанке. Наблюдается прирост срочных рублевых вкладов населения. Поэтому работа по поддержанию большей привлекательности сбережений в национальной валюте, чем в иностранной, будет продолжена.

С учетом стабилизации ситуации на депозитном и валютном рынках Нацбанк рекомендовал банкам пересмотреть с 1.01.2015 г. условия вкладов, предусматривающие защиту сбережений от обесценения рубля. Банкам предложено привлекать такие вклады на срок 1 год, а также унифицировать иные условия их привлечения. Предлагаемый механизм индексации рублевых сбережений при изменении обменного курса рубля позволяет защитить сбережения в белорусских рублях от курсовых рисков и повышает их привлекательность по сравнению с валютными депозитами.

Некоторое повышение процентных ставок по вкладам в иностранной валюте в Беларуси представляется вполне адекватным — учитывая повышение стоимости ресурсов на международных рынках капитала, в т.ч. в России.

Кредиты

До 1 февраля Нацбанк рекомендовал банкам не наращивать кредитный портфель. Это решение принималось в составе комплекса стабилизационных мер и носило временный характер. Продлевать его действие после 1 февраля не планируется. Но предложение денег в экономике будет ограничиваться инструментами монетарной политики таким образом, чтобы объемы кредитования не нарушали макроэкономическую сбалансированность и финансовую стабильность. В целом за 2015 г. прирост требований банков к экономике прогнозируется в пределах 17–22%.

Финансирование новых проектов государственных программ будет проводиться через Банк развития. В остальных случаях коммерческое кредитование должно осуществляться банками. Но ресурсы будут направляться исключительно на финансирование эффективных проектов с высокой отдачей.

Регулирование

В декабре, представляя Павла Каллаура коллективу Нацбанка, Президент заявил, что Национальный банк — это регулятор, и все банки, в т.ч. частные, должны беспрекословно выполнять его решения, а государственные интересы — выше корпоративных. Впрочем, в Нацбанке полагают, что речь здесь идет в основном о соблюдении условий устойчивого функционирования банков, защите прав кредиторов и вкладчиков, а также принятых во всем мире инструментов надзорного реагирования и различных форм коммуникации. С другой стороны, в Нацбанке отмечают, что «банковское сообщество в нашей стране является достаточно консолидированным. Руководители коммерческих банков четко понимают задачи, поставленные главой государства, и готовы совместно с Национальным банком их реализовать».

Константин АЛЕХИН