Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОЛИТИКА ФОРМАТА

Прошлый год ознаменовался рядом ярких дебютов торговых розничных компаний на внутреннем рынке. Среди них — появление СООО «Толми Бел» (сеть «Би Март»), ООО «Сэльвинторг» с планами развития формата «магазин у дома» под брендом «Торба». Эти компании рассматривают розницу как поддержку собственных оптовых звеньев. ООО «Ракан-Торг» удивило коллег быстрым входом на рынок, но развития в этом году не планирует. Приход российских сетей и международных брендов отложен. В частности, Auchan отказался от прихода в Беларусь из-за напряженной ситуации на отечественном валютном рынке. Об этом рассказал тренер-консультант Pro-Retail Максим ЯНКИВ, выступая на бирже деловых контактов «Торги и Закупки».

Прошлый год ознаменовался рядом ярких дебютов торговых розничных компаний на внутреннем рынке. Среди них — появление СООО «Толми Бел» (сеть «Би Март»), ООО «Сэльвинторг» с планами развития формата «магазин у дома» под брендом «Торба». Эти компании рассматривают розницу как поддержку собственных оптовых звеньев. ООО «Ракан-Торг» удивило коллег быстрым входом на рынок, но развития в этом году не планирует. Приход российских сетей и международных брендов отложен. В частности, Auchan отказался от прихода в Беларусь из-за напряженной ситуации на отечественном валютном рынке. Об этом рассказал тренер-консультант Pro-Retail Максим ЯНКИВ, выступая на бирже деловых контактов «Торги и Закупки».

По его оценке, в прошлом году отечественная розница стала разборчивее в инвестициях, скрупулезнее считала деньги. Поэтому большинство новых торговых объектов были открыты на арендных площадях. Поскольку архитектура в жилых районах проектируется на основе старых норм, то сохраняется дефицит торговых площадей. Это породило две устойчивые тенденции: перепрофилирование объектов и интерес к мультиформатам. При этом только у нас компании сначала ищут площадку под строительство или аренду и лишь затем думают, как ее использовать. Нередко белорусские ритейлеры развивают торговые объекты разных форматов или сознательно создают гибриды, не имеющие аналогов в Европе.

Ряд торговых компаний приготовились к освоению малых городов (с численностью населения до 10 тысяч). Призывы властей развивать бизнес в таких местах прозвучали уже давно, но предприниматели выжидали, желая проанализировать опыт конкурентов, особенности логистики и другие аспекты. Пионером в стратегии, основанной на развитии торговой сети в малых городах, стал Старобинский ПРС.

Тенденцию консолидации неожиданно развили госпредприятия, объединяясь для ведения торгово-закупочной деятельности. Пример тому — ассоциация, созданная универмагами Могилева. Они пытаются выйти к поставщикам с комплексным предложением о работе, направленной на объединение розничных магазинов в сеть. Цель такой структуры — получение лучших условий поставок, взаимное кредитование, повышение эффективности, единая автоматизация бизнес-процессов.

Ряд крупных компаний, для которых розничная торговля не является профильным видом деятельности, намерена развивать активность именно в этой сфере. Например, Белоруснефть желает помимо реализации топлива заняться и продажей сопутствующих товаров. Осталось определиться с форматом. Но пока компания экспериментирует с торговыми объектами, поставщикам работать с ними достаточно сложно, отметил М.Янкив.

Успешный тренд — развитие собственного производства в рознице (кулинарии, пекарни), превращение его из инструмента повышения рентабельности в условиях ограниченной торговой надбавки в альтернативную качественную кухню, которая приносит стабильный маржинальный доход.

А вот популярное «переформатирование торговых объектов» у многих компаний превратилось в проблему. Например, мода на дискаунтеры побудила компании рассматривать их едва ли не как единственно возможный вариант дальнейшего развития. «К сожалению, не все до конца понимают особенности такой структуры, ее ассортимента и т.п. В большинстве случаев смена формата воспринимается только как изменение ценовой политики. Отсюда такие ошибки, как необоснованные скидки и чрезмерно широкие ассортиментные портфели со стороны поставщиков. Дистрибьюторы не учитывают, что, если разноформатную розницу «грузить» стандартным ассортиментом и прайс-листами, это ухудшит положение на полках», — уверен М.Янкив.

Пока до насыщения рынка еще далеко, борьба за потребителя заставила розничные компании импровизировать с гибридными форматами. По мнению М.Янкива, это достаточно рискованно. Ведь покупатели с трудом воспринимают такие эксперименты, а потому привлечь целевую аудиторию становится сложнее. Следовательно, дистрибьюторам труднее правильно разрабатывать торговую политику и формировать ассортимент. Единственно прижившийся в Европе гибридный формат пока демонстрирует только сеть «БиМарт», однако здесь «раскрутка» торгового объекта происходит достаточно долго.

Оксана КУЗНЕЦОВА