$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОЛИТИКА ФОРМАТА

15.04.2011

Прошлый год ознаменовался рядом ярких дебютов торговых розничных компаний на внутреннем рынке. Среди них — появление СООО «Толми Бел» (сеть «Би Март»), ООО «Сэльвинторг» с планами развития формата «магазин у дома» под брендом «Торба». Эти компании рассматривают розницу как поддержку собственных оптовых звеньев. ООО «Ракан-Торг» удивило коллег быстрым входом на рынок, но развития в этом году не планирует. Приход российских сетей и международных брендов отложен. В частности, Auchan отказался от прихода в Беларусь из-за напряженной ситуации на отечественном валютном рынке. Об этом рассказал тренер-консультант Pro-Retail Максим ЯНКИВ, выступая на бирже деловых контактов «Торги и Закупки».

По его оценке, в прошлом году отечественная розница стала разборчивее в инвестициях, скрупулезнее считала деньги. Поэтому большинство новых торговых объектов были открыты на арендных площадях. Поскольку архитектура в жилых районах проектируется на основе старых норм, то сохраняется дефицит торговых площадей. Это породило две устойчивые тенденции: перепрофилирование объектов и интерес к мультиформатам. При этом только у нас компании сначала ищут площадку под строительство или аренду и лишь затем думают, как ее использовать. Нередко белорусские ритейлеры развивают торговые объекты разных форматов или сознательно создают гибриды, не имеющие аналогов в Европе.

Ряд торговых компаний приготовились к освоению малых городов (с численностью населения до 10 тысяч). Призывы властей развивать бизнес в таких местах прозвучали уже давно, но предприниматели выжидали, желая проанализировать опыт конкурентов, особенности логистики и другие аспекты. Пионером в стратегии, основанной на развитии торговой сети в малых городах, стал Старобинский ПРС.

Тенденцию консолидации неожиданно развили госпредприятия, объединяясь для ведения торгово-закупочной деятельности. Пример тому — ассоциация, созданная универмагами Могилева. Они пытаются выйти к поставщикам с комплексным предложением о работе, направленной на объединение розничных магазинов в сеть. Цель такой структуры — получение лучших условий поставок, взаимное кредитование, повышение эффективности, единая автоматизация бизнес-процессов.

Ряд крупных компаний, для которых розничная торговля не является профильным видом деятельности, намерена развивать активность именно в этой сфере. Например, Белоруснефть желает помимо реализации топлива заняться и продажей сопутствующих товаров. Осталось определиться с форматом. Но пока компания экспериментирует с торговыми объектами, поставщикам работать с ними достаточно сложно, отметил М.Янкив.

Успешный тренд — развитие собственного производства в рознице (кулинарии, пекарни), превращение его из инструмента повышения рентабельности в условиях ограниченной торговой надбавки в альтернативную качественную кухню, которая приносит стабильный маржинальный доход.

А вот популярное «переформатирование торговых объектов» у многих компаний превратилось в проблему. Например, мода на дискаунтеры побудила компании рассматривать их едва ли не как единственно возможный вариант дальнейшего развития. «К сожалению, не все до конца понимают особенности такой структуры, ее ассортимента и т.п. В большинстве случаев смена формата воспринимается только как изменение ценовой политики. Отсюда такие ошибки, как необоснованные скидки и чрезмерно широкие ассортиментные портфели со стороны поставщиков. Дистрибьюторы не учитывают, что, если разноформатную розницу «грузить» стандартным ассортиментом и прайс-листами, это ухудшит положение на полках», — уверен М.Янкив.

Пока до насыщения рынка еще далеко, борьба за потребителя заставила розничные компании импровизировать с гибридными форматами. По мнению М.Янкива, это достаточно рискованно. Ведь покупатели с трудом воспринимают такие эксперименты, а потому привлечь целевую аудиторию становится сложнее. Следовательно, дистрибьюторам труднее правильно разрабатывать торговую политику и формировать ассортимент. Единственно прижившийся в Европе гибридный формат пока демонстрирует только сеть «БиМарт», однако здесь «раскрутка» торгового объекта происходит достаточно долго.

Оксана КУЗНЕЦОВА