$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Полетаем?

15.07.2008

Администрация СЭЗ «Гомель-Ратон» объявила поиск инвесторов для организации серийного производства легких самолетов многоцелевого назначения. Цель проекта — выпуск летательных машин внеаэродромного базирования для нужд народного хозяйства. В Беларуси это уже вторая попытка создать собственную малую авиацию. Первая окончилась неудачей…

По новому проекту проведены предварительные технико-экономические исследования, определена технология производства, разработан бизнес-план. В частности, предусмотрена продажа до 53 машин в год, что позволит предприятию занять лидирующие позиции в СНГ в данном сегменте рынка. Период реализации проекта — 10 лет, срок окупаемости — менее 7 лет. Потребность в инвестициях оценена в 4,7 млн. USD.

Отметим, за последние годы это уже не первая попытка создания малой авиации Беларуси. Так, пути ее развития обсуждались на заседании Совмина в июне 2007 г. Тогда рассматривался проект программы «Производство в Республике Беларусь цельнометаллических двухмоторных самолетов и их использование в народном хозяйстве». К серийному производству предлагался двухмоторный самолет короткого взлета-посадки СМ-1. По результатам обсуждения Минэкономики совместно с другими министерствами и ведомствами было поручено представить в правительство заключение об эффективности использования сверхлегких летательных аппаратов для нужд народного хозяйства. Рассматривалась и перспектива экспортных поставок самолетов такого класса. В результате Минэкономики вынесло вердикт — нецелесообразно.

Основные направления совершенствования авиатранспортного процесса и повышения качества перевозок определены государственной программой развития гражданской авиации на 2006-2010 гг. Малая авиация в приоритетах не значится. Для ее развития нужно ликвидировать жесткие ограничения на использование сверхлегких летательных аппаратов, приводит недавнее высказывание министра транспорта и коммуникаций Владимира Сосновского БЕЛТА.

Отметим, опытный образец легкомоторного самолета СМ-1 (Степанцов-Марков — первая модель) изготовлен еще в 2000 г. Проект аппарата защищен в летно-испытательном институте им. Громова. В то время его создатели (пилот-конструктор Михаил Степанцов и УП «ВАМКОН») были полны оптимизма. Сегодня это уже история, с сожалением отмечает директор «ВАМКОНА» Владимир МАРКОВ.

— Самолет СМ-1 — летательный аппарат короткого взлета и посадки проектировался как учебно-тренировочный. Его назначение — первоначальная подготовка летного состава. Были проведены необходимые мероприятия по сертификации СМ-1 на годность к летной эксплуатации. В 2000 г. он первый раз взлетел. За рубежом новинку заметили. На международных выставках вооружения Milex-2001 и Milex-2003 аппарат удостоен 4 дипломов. Что касается Беларуси, обращались в Совмин, Госкомавиации с предложениями о необходимости производства самолетов малой авиации, но понимания не нашли.

Свою позицию чиновники аргументировали тем, что в Беларуси нет процедуры сертификации, поскольку самолеты у нас не производились. Но это чисто технический момент. Сертификационные комиссии имеются во многих странах: Литве, Украине, России… Главное — желание заниматься этим вопросом.

— Насколько обширна возможность применения малой авиации в Беларуси? Теоретически она может быть использована для патрулирования пограничных и таможенных зон, для контроля за состоянием газо- и нефтепроводов, в народном хозяйстве.

— Совершенно верно. Кроме того, они используются для оказания оперативной медицинской помощи в отдаленных районах, при взлетах и посадках с неподготовленных площадок, для аэрофотосъемок, для бизнес-полетов наконец. Все это учитывалось при разработке конструкции модели СМ-1. После международных оборонных выставок первыми на нашу модель обратило внимание министерство авиации Казахстана. Там рассматривали возможность применения самолета для сельского хозяйства этой страны. Для борьбы с саранчой, например. Кстати, возможная география поставок модели СМ-1 Казахстаном не ограничивается. Была проделана большая работа с Латвией, Швецией, ОАЭ, Россией и т. д.

— В Казахстане заинтересовались, а в Беларуси признали нецелесообразным?

— Мы стучались во многие двери. Обращались в Министерство лесного хозяйства, Министерство спорта и туризма. Единственную поддержку в Беларуси в 2003-2004 гг. нашли в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Тогдашний его руководитель Валерий Астапов поддержал инициативу. В 2005 г. МЧС готово было выделить финансы на приобретение двух самолетов. К сожалению, министр ушел в отставку, и работа остановилась.

— Как оценивались потребности и возможности организации серийного производства самолетов подобного типа в Беларуси в 2007 г.?

— Потребность огромная. Только для учебно-тренировочных целей надо порядка 40 машин. Кроме того, по нашим расчетам, стоимость СМ-1 по сравнению с моделью подобного класса западного или американского производства в несколько раз дешевле, а это экономия средств народного хозяйства.

— Каков итог попыток наладить производство малых самолетов в Беларуси?

— Модель самолета продана в Украину. Там с него пытаются сделать копию.

Беседовал Алексей РАДЕВИЧ

В большинстве стран мира малая авиация функционирует в т.н. свободном воздушном пространстве, в котором все полеты строятся по уведомительной, а не разрешительной системе.

В мире существует около 400-500 различных моделей самолетов на 2-9 посадочных мест. Только в США больше 250 000 аппаратов малой авиации. В России малая авиация рассматривается как популярный способ местных авиаперевозок, проведения работ в труднодоступных регионах. Там разработано около 120 моделей легкомоторных самолетов. К 2015 г. планируется увеличить пассажирооборот малой авиации в системе местных перевозок до 300 млн. пассажиро-километров. Количество воздушных судов такого класса к этому времени увеличится на 2600.