$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОЛЕ ТОРГОВОГО КОНТРОЛЯ©

09.12.2014

В Беларуси открывается новая страница в регулировании торговой деятельности. Минторг получает право контролировать цены, приостанавливать деятельность объектов торговли и закрывать их.

Указом Президента от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее — Указ № 567), вступившим в силу с 7.12.2014 г. (кроме пункта 5), на Минторг возложен контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров, законодательства Беларуси о ценообразовании. При этом за Минэкономики сохранены функции по контролю за соблюдением правил ценообразования иных товаров, работ, услуг.

В преамбуле документа его целью названо усиление защиты прав потребителей, в т.ч. прав на надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования законодательства о ценообразовании. В официальном комментарии говорится, что Указ № 567 позволит «сконцентрировать функции, обеспечивающие поддержание порядка на внутреннем потребительском рынке и соблюдение санитарных норм и правил, правил осуществления розничной торговли, общественного питания и ценообразования, в Министерстве торговли и государственной санитарной службе и при этом не повлечет дополнительного расходования бюджетных средств».

Помимо обширных полномочий, входящих в компетенцию Минторга, в ст. 7 Закона от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» имеются возможности для их еще большего расширения — от «контроля в области торговли и общественного питания в порядке, установленном законодательными актами» до «иных полномочий в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства».

Таким образом, роль Минторга и его влияние на бизнес резко возрастают. Правда, в подп. 3.4 ст. 10 Закона № 128-З говорится, что при организации и осуществлении торговли субъекты торговли вправе определять цены (тарифы) на товары, оказываемые услуги, связанные с продажей товаров, если иное не установлено законодательством. Но ст. 8 Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 11.07.2014 г.) допускает регулирование цен (тарифов) путем установления фиксированных и предельных цен (тарифов), а также предельных надбавок (скидок, наценок). При этом в сферу госрегулирования попадает довольно много именно потребительских товаров. Они составляют значительную часть ассортимента розничной торговли, а потому поле новой деятельности Минторга будет весьма широким.

Указом № 567 функции по регулированию цен на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Совмином, а также на алкогольную продукцию (крепостью свыше 28%) передаются от Минэкономики Минторгу. Соответствующие изменения внесены в приложение 1 к Указу Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Кроме того, Минздрав будет согласовывать регулируемые им тарифы на платные медицинские услуги с Минторгом, а облисполкомы и Мингорисполком по-прежнему продолжат регулировать цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минторгом (а не Минэкономики, как ранее) по перечню, определяемому Совмином.

Кстати, Указом от 1.12.2014 № 550 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год» Нацбанку и Совмину поручено принять необходимые меры по ограничению в 2015 г. прироста потребительских цен на уровне не более 12%. Можно не сомневаться, что в решении этой задачи с принятием Указа № 567 видную роль предстоит сыграть Минторгу.

Напомним, в соответствии с п. 21 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утв. Указом от 16.10.2009 № 510, в компетенцию Минторга входят контроль в сфере торговли, общепита, защиты прав потребителей и потребительского рынка, рекламной деятельности, законодательства, регулирующего выполнение работ, оказание услуг, дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг). В этот список вполне вписываются новые функции, в т.ч. и возможность привлекать организации торговли к административной ответственности по ст. 12.4 КоАП. Но еще более мощный рычаг воздействия министерству дается Указом № 567: министр торговли и его заместители получили право приостанавливать на срок до 90 дней работу объекта торговли и общепита в случае установления по результатам его проверки фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании. В случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы министр торговли вправе полностью запретить работу такого объекта.

Заметим, что в те времена, когда розничная торговля лицензировалась, в Декрете от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлении Совмина от 2.11.2005 № 1221 содержались конкретный перечень нарушений, влекущих приостановление действия лицензии, порядок ее возобновления и аннулирования. В Указе № 567 такой конкретики, к сожалению, нет. Между тем в подп. 5.2.1 Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» прямо указывалось, что любое приостановление деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и продлеваться исключительно по решению суда. Итак, полномочия даны. Вопрос лишь в том, как они будут употребляться и получат ли субъекты хозяйствования возможность цивилизованным путем оспаривать решения о приостановлении и запрете. В противном случае создается высокий риск коррупционности новых норм.

Существенно расширены Указом № 567 полномочия заместителя министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Беларуси, главных государственных санитарных врачей областей и г. Минска. Они также получили право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае выявления по результатам проверки такого объекта нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, согласно п. 1 Указа № 567 Главный государственный санитарный врач Беларуси вправе принимать решения о запрете ввоза на территорию республики или обращения на ее территории (разработка, производство, реализация, хранение, транспортировка, использование, ввоз на территорию Беларуси, вывоз с ее территории) продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, наши санитарные органы получают мощный инструмент как для защиты населения страны от некачественного импорта, так и для симметричного ответа Россельхознадзору на очередные придирки к белорусским товарам. Правда, «крайним» в грядущих торговых войнах, как и сейчас, окажется бизнес.

Пункт 5 Указа № 567, вступающий в силу с 6.02.2015 г., имеет гриф «Для служебного пользования», и о его содержании можно только догадываться.

Совмину дан 2-месячный срок на приведение актов законодательства в соответствие с Указом № 567.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях