$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОЛЕ БИТВЫ С СОЦИАЛЬНЫМ ИЖДИВЕНЧЕСТВОМ©

07.04.2015

Принятый 2 апреля Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» ожидался давно, но все равно стал сенсацией. Стремление властей Беларуси заставить так называемых «тунеядцев» участвовать в финансировании бюджета получило правовое закрепление и бурные споры об идеологической подоплеке, практической реализации, социальной и экономической целесообразности.

                       Максим ЗНАК, партнер АБ «Адвокаты «ЮрЗнак», ООО «ЮрЗнак», адвокат, кандидат юридических наук

Корни борьбы государства с социальным иждивенчеством уходят во времена СССР, где обязанность трудиться на благо построения коммунизма было записана в Конституции 1936 г. и все, не желающие признавать лозунг «кто не работает, тот не ест», считались асоциальными элементами. Нынешние идеологи борьбы с тунеядством подсчитали, что около 400 тысяч белорусских граждан трудоспособного возраста нигде не работают. Значительная их часть ведет паразитический образ жизни: получают доходы из неофициальных источников, не платят налоги, но пользуются всеми бесплатными благами, льготами, дотациями. Такое поведение, безусловно, достойно порицания. Впрочем, Декрет №3 не содержит слова «тунеядец», равно как и не определяет понятие «социальное иждивенчество». Из двух составляющих (отсутствие пользы и пользование благами) авторы Декрета № 3 сконцентрировались на одной — неучастии в финансировании государственных расходов. А потому, несмотря на пафосное название, суть документа сводится к созданию еще одного источника пополнения бюджета.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее — сбор). Налоговый период сбора — календарный год. Размер сбора за налоговый период — 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, если иное не установлено Декретом.

Декрет № 3 делит всех граждан и постоянно проживающих в Беларуси иностранцев и лиц без гражданства на 3 группы: вносящих свою лепту в финансирование госрасходов (19 категорий), освобожденных от сбора (10 категорий) и плательщиков сбора, которые к первым двум группам не относятся. Особую категорию составляют лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в исправительном учреждении либо направленные в лечебно-трудовой профилакторий, на которых действие Декрета № 3 вообще не распространяется.

СТЕПЕНЬ и размер участия в финансировании госрасходов, исходя из норм Декрета № 3, не столь уж важны — главное, вовлеченность. Чтобы не оказаться плательщиком сбора, необходимо заниматься какой-то деятельностью либо иметь определенный статус не менее 183 дней в году.

Интересно, что работа по трудовому договору, независимо от размера зарплаты (и, соответственно, подоходного налога, который может быть куда меньше 20 базовых величин в год), обеспечивает полный «иммунитет» от сбора. А вот работникам по гражданско-правовому договору надо выполнить работы, оказать услуги или создать объекты интеллектуальной собственности на сумму не менее 70 БВ (что предполагает уплату подоходного налога на 1638 тыс. Br). При этом в Декрете № 3 не указано, на какой срок может быть заключен такой договор и предполагается ли сдача результатов и получение оплаты в налоговом периоде. Любыми могут быть доходы лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающихся ремеслами и агротуризмом. А вот к освобожденным от уплаты сбора помимо несовершеннолетних, недееспособных, инвалидов и лиц пенсионного возраста относятся, например, граждане, уплатившие налоги (подоходный, единый или налог по УСН) на сумму не менее 20 базовых величин. Если меньше — сбор доплачивается в размере разницы. Почему-то «финансирующими расходы государства» данные лица не считаются (если они не подпадают под критерии, установленные для первой группы). Не оценили законодатели и усилия граждан, исправно обеспечивающих стране уплату акцизов и НДС, включая тех, кто регулярно приобретает алкогольные напитки и табачные изделия. Суммы косвенных налогов в зачет финансирования госрасходов не идут. Это делает сбор весьма похожим на подушную подать, широко распространенную в средние века, но весьма редко применяемую в современном мире.

Одного кодекса мало

Статья 2 Налогового кодекса (НК) гласит, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными этим кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, самим НК, принятыми в соответствии с ним законами, актами Президента Республики Беларусь. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами. Исходя из определений, приведенных в ст. 6 НК, вводимый Декретом № 3 обязательный платеж больше похож на налог, чем на сбор: со стороны государства напрямую не предполагается встречного исполнения (хотя подразумеваются бесплатное медицинское обслуживание и прочие блага). В связи с этим определим основные элементы внезапно возникшего налога. Объект налогообложения и налоговая база: факт принадлежности к группе плательщиков сбора в течение налогового периода; налоговый период — 1 год; налоговая ставка — 20 БВ, установленных на дату начала налогового периода; порядок и сроки уплаты — не позднее 15 ноября года, следующего за налоговым периодом, на основании извещения налогового органа.

Декретом № 3 предусмотрена 10-процентная скидка для тех, кто добровольно представит «уведомление о неучастии в финансировании государственных расходов». При этом сбор уплачивается не позднее 1 июля года, следующего за налоговым периодом. Учитывая, что с 1 июля по 15 ноября пройдет 4,5 месяца, заработать те же 10% можно, поместив деньги на депозит.

Спорить с правомерностью введения нового налога не Налоговым кодексом, а иным нормативным актом не приходится, поскольку в соответствии со ст. 137 Конституции декреты президента, в т.ч. рассматриваемый, имеют большую силу, чем положения НК. Менее очевидно соответствие положений Декрета № 3 Конституции.

Право на лень

Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Беларуси право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Иными словами, граждан нельзя заставлять работать против их воли. Таким образом, незримо существует конституционное право на лень. Более того, принудительный труд запрещен в ряде нормативных актов, в т.ч. в международных соглашениях, заключенных Республикой Беларусь, — в Конвенции Международной организации труда № 105 «Об упразднении принудительного труда» от 25.06.1957 г., Конвенции СНГ «О правах и основных свободах человека» от 26.05.1995 г.

Однако нюансы права на труд отступили перед предусмотренной ст. 56 Конституции обязанностью граждан принимать участие в финансировании госрасходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Тех, кто налоги не платит, надо заставить это сделать путем нового сбора, уплата которого — тоже конституционная обязанность. Но причин неуплаты в минимально достаточном объеме может быть множество. Кто-то скрывает часть своих доходов, а у кого-то их вообще нет. В первом случае государство может применить обширный арсенал мер для поиска скрытых доходов и истребования налогов и штрафов. Во втором случае конституционная обязанность выполняется, просто все налоги равны нулю. Но государство признавать такой вариант выполнения налоговых обязанностей не желает.

Учитывая, что в обоснование введения сбора приводится норма Конституции, которая станет актуальной только после введения сбора, очевидно, что предложенная правовая конструкция позволит в дальнейшем обосновать введение любого нового налога, сбора. Заметим, что иностранные граждане, лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Беларуси, участвовать в финансировании нашего государства вообще не обязаны, но платить сбор им придется.

Лечиться  и учиться

Социальный характер белорусского государства, декларируемый в ст. 1 Конституции, подчеркивается социальными гарантиями, в т.ч. на бесплатные образование и медицину (ст.ст. 45, 49 Конституции), причем без каких-либо условий и встречных обязанностей. Это обязательства, которые берет на себя государство и которые закреплены в основном законе страны. Поэтому изначально при подведении каких-либо балансов взаимоотношений личность–государство, видимо, не совсем корректно пытаться апеллировать к бесплатности медицины и образования — по крайней мере в рамках действующей Конституции. И пока изменения в нее не внесены, приходится быть готовым к тому, что отдельные лица будут злоупотреблять предоставленными правами. Но это не может быть поставлено в вину добросовестным гражданам.

Впрочем, оценку конституционности Декрета № 3 может дать только Конституционный суд — если кто-либо из уполномоченных специальных субъектов к нему обратится. А пока попробуем спрогнозировать, как этот акт будет применяться на практике.

Охота  на тунеядца

Можно предположить, что подлинные социальные иждивенцы используют все возможности для того, чтобы избежать выплаты нового сбора. Некоторые лазейки власти попытаются перекрыть — не случайно правительству поручено принять меры по реализации Декрета № 3, включая приведение в соответствие с ним законодательства. Но полностью исключить уклонение от уплаты сбора невозможно.

Дело не только в сумме. Для тех, кто получает значительные неофициальные доходы, 3,6 млн. Br не проблема. Но, уплатив ее, такие граждане неизбежно столкнутся с неприятными вопросами. Не случайно в п. 15 Декрета № 3 указано, что в целях установления «социальных иждивенцев» налоговые органы вправе осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений без истребования декларации о доходах и имуществе. Если в ходе такого контроля будет установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то придется давать письменные пояснения об источниках доходов с представлением подтверждающих документов. Если объяснения окажутся неубедительными, то придется уплатить налог с сумм превышения расходов над доходами.

Поэтому «матерые тунеядцы» приложат столько же усилий, чтобы попасть в одну из категорий, освобождаемых от уплаты сбора, названных в п. 3 Декрета, или участвующих в финансировании госрасходов (п. 5), сколько до сих пор прилагали для получения своих нетрудовых доходов. Состоятельные мужья, конечно, могут внести «выкуп» за своих жен-домохозяек, но иные сочтут более целесообразным «положить трудовую книжку» супруги на собственную или дружественную фирму, разделив зарплату соответствующим образом — это дело техники.

В странном положении окажутся удалившиеся от дел бизнесмены, ведущие жизнь рантье. Получение процентов по депозитам подоходным налогом не облагается, но и ни под одну из «льготируемых» категорий п.п. 3 и 5 Декрета № 3 не подпадает. Для таких, как и для некоторых добросовестных граждан, сумма сбора может стать серьезным демотиватором. Любой хорошо зарабатывающий налогоплательщик резонно может спросить: если услуги государства стоят всего 20 БВ и оказываются всем поровну, то почему мне приходится платить подоходного налога гораздо больше? Где и когда можно получить разницу – хотя бы в виде дополнительных услуг?

 
 
Найти и обложить

Поиск «социальных иждивенцев» представляется тоже достаточно сложной задачей. Как заявил начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько, «ходить по дворам и квартирам, чтобы выявлять неработающих граждан, никто не будет». Собрать необходимые сведения можно и другим путем. Например, вузы предоставят сведения о студентах дневной формы обучения, Фонд социальной защиты населения — о плательщиках взносов и получателях пенсий и пособий, организации — о своих работниках и т.д. В итоге «методом исключения» налоговики надеются получить данные о тех, кто не работает и не участвует в финансировании государственных расходов. Им и будут направлены извещения на уплату сбора. Соответствующий реестр должен появиться к концу года.

Отметим, что согласно п. 13 Декрета № 3 сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. На практике для этого потребуется специальное программное обеспечение, координация различных контролирующих служб и фактические действия по поиску плательщика (попробуйте отыскать гражданина, уехавшего несколько лет назад на заработки за границу). Все эти мероприятия потребуют трудовых и материальных затрат, окупаемость которых весьма спорна.

Цена вопроса

Вычисленные плательщики вряд ли существенно пополнят бюджет. Если предположить, что в республике действительно около 400 тыс. «тунеядцев», вряд ли реально все они станут плательщиками сбора. Часть (бомжи и прочие асоциальные элементы) окажется безнадежно неплатежеспособной. Обладатели серьезных нелегальных доходов найдут способ обзавестись нужными документами (тем более, что для них уплата сбора равносильна явке в ДФМ с повинной). В силу действительного или мнимого отсутствия средств для уплаты сбора (о мотивах сокрытия доходов говорить вряд ли нужно) придется начинать исполнительное производство, отыскивать и арестовывать имущество, а при уклонении от уплаты сбора — привлекать к административному взысканию в виде ареста (что повлечет дополнительные затраты).

Некоторые иностранцы, обидевшись на такое обращение, соберут чемоданы и отправятся восвояси, а иные наши соотечественники, работающие за рубежом, вообще не вернутся. В лучшем случае останется 1/4 «иждивенцев», которым некуда ни устроиться, ни деться. Тогда в бюджет поступит около 2 млн. БВ, или 22 млн. евро по нынешнему курсу — небольшая сумма в масштабах государства. Однако, поскольку сбор уплачивается в ноябре следующего года исходя из базовой величины на 1 января предыдущего года, то приведенная сумма сбора (при ставке дисконтирования 40%) через 2 года составит всего 10,5 млн. евро.

Если предположить, что основная задача Декрета № 3 не заработок, а перевоспитание недобросовестных граждан, то такая цель тоже труднодостижима. Во-первых, слишком явно выглядит «откуп» от труда за 20 БВ. Во-вторых, меры к тем, кто не заплатит сбор добровольно, выглядят довольно экстраординарно. Это может быть штраф от 2 до 4 БВ или административный арест (до 15 суток), отбывание которого освобождает от уплаты сбора. Невольно вспоминается знаменитый идеолог неуплаты налогов Генри Торо, неоднократно отбывавший подобные сроки за свои принципы. Правда, в отличие от Америки середины XIX века, у нас арестованных будут привлекать к выполнению общественно полезных работ (работы без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификаций, имеющей социально полезную значимость для административно-территориальной единицы). Те, кто откажется от таких работ, будут подвергнуты возможным мерам воздействия — от выговора до внеочередной уборки помещений и помещения в карцер (ст. 18.10 ПиКоАП). Но если всех «тунеядцев» удастся изобличить и среди них окажется достаточно много «идейных» последователей Торо, то карцеров в республике может не хватить — очередь окажется не меньше, чем на льготное жилье. В придачу расходы по содержанию арестантов лягут на государство, а расходы по питанию арестованные (официально не имеющие доходов) должны будут возместить согласно ст. 18.6 ПиКоАП.

Каким бы злом ни было социальное иждивенчество, возможные долгосрочные последствия борьбы с ним могут быть весьма неоднозначными. Сегодня многие граждане приветствуют появление Декрета, видя в нем возможность восстановления социальной справедливости: «раз я плачу, пусть все платят». Но цель не всегда оправдывает средства и от некоторых вещей зарекаться не стоит. Некоторые из радующихся принятию Декрета граждан в любой момент могут утратить работу или бизнес, а кое-кто далеко не сразу найдет новое место. С помощью уменьшения субсидий и дотаций с одновременным повышением уровня адресной социальной помощи можно уменьшить степень злоупотреблений государственными «благами» (если потенциальные плательщики сбора ими действительно пользуются, что никем анализироваться не будет), уменьшив степень злоупотреблений со стороны недобросовестных граждан. И хотя подобные злоупотребления при любой системе все равно будут, это, вероятно, не самая большая из проблем, стоящих перед нашим обществом в текущем году.

От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:

в налоговом периоде:

–- являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;

–- являлись лицами пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;

– были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности);

– были признаны или являлись недееспособными;

– прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Беларуси для постоянного проживания за пределами РБ;

–- фактически находились на территории РБ менее 183 календарных дней;

–- отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Совмином;

за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;

в году, следующем за налоговым периодом, были признаны:

– инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);

–- недееспособными.

* * *

Для целей Декрета № 3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:

–- работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;

– осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов;

–- выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;

–- осуществления видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 295 НК, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с ИП и иных физических лиц по такой деятельности;

– в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;

–- осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;

– осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление такой деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления данной деятельности подтверждаются местным исполкомом;

– осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в установленный срок за каждый последующий календарный год;

–- осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;

–- в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;

– в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;

– в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа занятости;

–- временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;

–- воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;

– получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;

– отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, —- 45 календарных дней;

– получения пенсии, в т.ч.из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);

–- получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ‘

– привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

___________________________

* Для целей Декрета № 3:

под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в т.ч. усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство;

под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием — дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина РБ для постоянного проживания за пределами РБ, аннулированием разрешения на постоянное проживание в РБ, прекращением гражданства Республики Беларусь.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях