Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Зарубежный опыт
24.01.2014 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОКУШЕНИЯ НА СТАВКИ©

Власти ряда стран активно ищут пути увеличения налогов, чтобы пополнить скудеющую казну. На днях российский Минфин предложил увеличить ставку налога на доходы физических лиц с дивидендов с 9% до 13%.

Власти ряда стран активно ищут пути увеличения налогов, чтобы пополнить скудеющую казну. На днях российский Минфин предложил увеличить ставку налога на доходы физических лиц с дивидендов с 9% до 13%.

В России, как и у нас, применяется плоская шкала подоходного налога. Но если у нас единая 12-процентная ставка на все случаи, то у наших соседей помимо общей ставки 13% для обложения доходов с капитала, т.е. дивидендов, есть еще одна — на 4 п.п. ниже. Теперь Минфин РФ предлагает повысить ее до общего уровня, объясняя необходимость такого шага сложностями с формированием доходов казны и предотвращением дефицита бюджета. Впрочем, Минэкономразвития РФ полагает, что дефицит может быть выше 1%, если дополнительные расходы обеспечат экономический рост, который в ушедшем году существенно замедлился.

Пока ставка налога на дивиденды в России составляет 9% как для физических, так и для юридических лиц, что делает налоговую нагрузку на этот вид доходов ниже, чем в Беларуси, где ставка тоже одинаковая, — 12%. Правда, у нас предлагалось в текущем году снизить ставку налога на дивиденды для юридических лиц до 7%, но подобного не случилось. Цена этой разницы — налоговое стимулирование фондового рынка и активности частных инвесторов. Впрочем, масштаб влияния ставки налога на дивиденды здесь — вопрос спорный, хотя никто не отрицает, что он играет в инвестиционном климате не последнюю роль.

Так, некоторые российские аналитики считают, что изменение ставки налога на дивиденды мало меняет дивидендную доходность. Кстати, по этому показателю РФ ранее занимала одно из последних мест среди государств БРИК, а в 2013 г. вышла на 1-е место, доведя его до 4% (что, кстати, существенно ниже, чем в США и многих странах ЕС). Однако именно из-за более низкой ставки налога на доходы физических лиц акционеры в РФ часто вместо зарплаты выплачивают дивиденды. Эти тенденции имеются и у нас, но куда в меньшем масштабе. Во-первых, большинство высокодоходных ОАО в Беларуси принадлежит государству целиком или частично, а во-вторых, из-за слабости фондового рынка компании мало заинтересованы в привлечении инвесторов путем активной дивидендной политики. Например, по данным за январь–сентябрь, всего 794 ОАО из 2251 выплачивали доход акционерам, причем у 593 из них дивиденды на акцию составляли менее 1 тыс. Br.

Если в Беларуси периодически встает вопрос о стимулировании инвестиций путем смягчения налога на дивиденды, то в России предложения увеличить его вносились еще несколько лет назад — после того, как ставка этого налога уже повышалась с 6% в 2001 г. до 9% в 2005-м. Есть даже расчет, согласно которому рост поступлений в казну может составить около 16 млрд. RUB в год при сохранении выплат дивидендов на уровне 2010 г. Теперь эта сумма может быть еще выше, поскольку, по данным ФНС, за 2012 г. налог на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, составил в России 57 млрд. RUB и выплаты дивидендов каждый год увеличиваются. Правда, на физических лиц приходится не более 5% этих выплат.

Многое здесь зависит от структуры акционерного капитала. Так, некоторые консультанты уже прогнозируют, что в случае повышения налога на дивиденды появятся холдинговые схемы, когда материнская компания получает от дочерней всю прибыль, а затем на эту сумму выплачивает дивиденды физическому лицу. При этом, если ставка для юрлиц не изменится, с дивидендов от дочерней компании надо будет заплатить 9%, а 13% — только с разницы между полученными и выплаченными дивидендами, которая будет равна нулю. Другой вариант — использование оффшоров. Нередко крупные акционеры в РФ платят налог на дивиденды только 5%, поскольку владеют акциями через оффшорные трасты, зарегистрированные в странах, с которыми есть соглашение об избежании двойного налогообложения, например, на Кипре. Правда, российские власти, как и европейские, намерены активно бороться с оффшорами, но пока пути и исход этой борьбы неясен.

Более радикально выглядит предложение вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Но к такому шагу российские власти еще не готовы, хотя соответствующий законопроект прошлой осенью уже вносился в Госдуму. Гораздо серьезнее оказались настроены власти Франции, которые в конце 2013 г. со второй попытки ввели подоходный налог по ставке 75% с доходов, превышающих 1 млн. евро. Первоначально Конституционный суд признал его незаконным, но в переработанном документе его уплату возложили на работодателя и закон вступил в силу, причем максимальная ставка будет действовать не только по доходам, полученным в новом году, но и по прошлым. Перспектива отдать 3/4 доходов в казну вряд ли обрадовала французских богачей, особенно спортсменов и актеров. Между тем, по результатам проводимых в этой стране опросов, введение такой ставки в качестве временной меры поддерживает большинство французов — ведь им ни зарплата в 1 млн. евро, ни 75-процентный налог с нее не грозят.

Александра АРТЕМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by