Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Проблемы и решения
25.02.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОКАЗАТЕЛИ РАСТУТ, но и спрос тоже

Несмотря на то что в ушедшем году предприятия и организации Минсвязи, как и прежде, работали стабильно и в основном выполнили поставленные перед ними задачи, спрос на их "продукцию" опережает предложения...
Несмотря на то что в ушедшем году предприятия и организации Минсвязи, как и прежде, работали стабильно и в основном выполнили поставленные перед ними задачи, спрос на их "продукцию" опережает предложения. Значит, есть над чем трудиться и впредь.

По словам руководителя отрасли Владимира Гончаренко на недавно состоявшейся итоговой коллегии отрасли, достигнуто большинство установленных на 2002 г. целевых и прогнозных показателей социально-экономического развития. Так добавленная стоимость связистов в валовом внутреннем продукте страны составила 2% против 1,7 год назад; расход ТЭР снижен на 7% против 5 по прогнозу; объем выполненных собственными силами (в сопоставимых ценах) подрядных строительно-монтажных работ составил 108,8% (прогноз -- 102); количество основных телефонных аппаратов приросло на 104,9 тыс. штук (80 тыс.); телефонных аппаратов у населения стало больше почти на 100 тысяч; платных услуг населению оказано больше на 26% (7), экспорт увеличился на 7,3% (6,5), импорт -- на 2,9% против 7,1% по прогнозу, инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) -- на 9,6% (6--7); промышленные предприятия обеспечили рост производства продукции на 119% (105--106), потребительских товаров -- на 116% (109--111); балансовая прибыль отрасли равна 57,6 млрд.руб., что в номинальном выражении в 2,6 раза выше, чем в 2001 г., рентабельность -- 9,6% (выше на 4,3 процентных пункта).

Однако основное назначение подобных коллегиальных мероприятий, как известно, состоит в обстоятельном анализе того, что из намеченного и почему пока не удалось реализовать в полной мере. И в этом смысле доклад министра можно назвать требовательным и самокритичным. Пять предприятий РО "Белпочта" (за исключением "Брестоблпочты") по результатам работы имеют балансовые убытки в общей сумме 2,5 млрд.руб. "Минусовали" при неоспоримой востребованности их услуг, особенно на селе, 92 из 118 районных узлов почтовой связи. Расходы выше доходов имеют 67 из 117 узлов электрической связи (убытки составили 9,4 млрд.руб.), а также подчиненные Министерству УП "Лёс" (1,3 млрд.руб. убытков) и РУП "БРТПЦ" (2,7 млрд. руб.); на ряде предприятий электросвязи неудовлетворителен коэффициент задействования емкости АТС; продолжается отключение радиоточек, сокращаются тиражи ряда периодических изданий...

Справедливости ради отметим: есть у этих недоработок и объективные предпосылки. Так основной причиной убыточности почтовой подотрасли министр назвал снижение по решению правительства с 1.07.2002 г. тарифов на услуги по выплате пенсий. Ситуацию, когда тариф на четверть ниже себестоимости, нельзя считать нормальной. Меньше ее и другие регулируемые государством тарифы. При этом государственных дотаций почте в бюджете страны не предусмотрено, компенсацию затрат и убытков она производит из собственных средств. Данная ситуация ухудшает экономическое состояние почты, негативно отражается на качестве обслуживания населения, провоцирует сокращение сети государственной почтовой службы в некоторых сегментах рынка доставки почтовых отправлений.

Сложной остается ситуация с финансированием отрасли. В 2002 г. из республиканского бюджета поступило лишь немногим более 82% средств из утвержденных плановых назначений. По состоянию на 1.01.2003 г. его задолженность перед объединениями "Белтелеком" составила 4 млрд.руб., "Белпочта" -- 408 млн. руб. Потребность в бюджетных ассигнованиях с учетом долга составляет 7 млрд. 700 млн. руб., выделено только 500 млн. руб. Дебиторская задолженность по Минсвязи на 1.01.2003 г. составила 92 млрд. руб. и выросла по отношению к той же дате года прошлого в 1,8 раза (на 40 млрд. руб.), при этом просроченная задолженность увеличилась в 1,7 раза (16 млрд.руб., или 18% от всей задолженности). Кредиторская задолженность отрасли равна 89 млрд. руб.

Улучшить положение дел, как здесь надеются, должен подготовленный Министерством и направленный в правительство проект постановления "О расчетах за услуги электросвязи". На заседании Президиума Совета Министров рассмотрен и внесен в Национальное собрание проект закона "О почтовой связи".

Не снимал вины министр за упущения, недостатки и с себя и своих подчиненных за то, например, что только по причине нерасторопности руководства Толочинского районного узла связи остались незадействованными введенные в конце года 1143 номера монтированной емкости. В Кировском районе эта цифра составила 318 номеров. Или такой факт: почти полтора месяца -- с 28 октября по 3 декабря 2002 г. из-за повреждения кабеля молчал телефон в квартире проживающего в Острошицком Городке под Минском гражданина Ващило, на неоднократные обращения которого в различные инстанции реакция последовала только после его письма в Минсвязи. А ведь проще и разумнее соответствующим должностным лицам заранее разъяснить ситуацию по тому же вопросу телефонизации, справедливо заметил министр, чем потом идти по следам ЧП, а ему -- наказывать виновных.

В 2002 г. более 600 сельских отделений связи и 64 районных узла должны были оказывать услуги по вкладным операциям Беларусбанка. Фактически, констатировал министр, услуга получила развитие только на Гомельщине. Основной причиной весьма скромных достижений остальных предприятий почтовой связи явилась безынициативность прежнего руководства РО "Белпочта" в подписании договорных документов, определении тарифной политики. Серьезно отстают почтовики от конкурентов -- банковских учреждений -- и в обслуживания держателей банковских пластиковых карточек. Никто серьезно не занимался работой почтовых киосков, большинство из которых также убыточно.

По решению правительства на предприятия почтовой связи возложены функции реализации субъектам хозяйствования бланков строгой отчетности, информация об изготовлении и продаже которых подлежит внесению в электронный банк данных. Почтой создана эффективная и высокопроизводительная система доставки и реализации данной продукции, рассчитанная на обработку всей номенклатуры бланков, используемых на территории страны. Однако в настоящее время в республике создаются параллельные структуры их доставки и реализации, что может привести к неполному использованию имеющихся мощностей и ставит под угрозу экономическую целесообразность усилий, предпринятых предприятиями почтовой связи. Ведь на техническое обустройство базы и сети передачи данных уже израсходовано более 700 млн. руб. государственных средств.

Программа развития связи в нашей стране ставит целью способствовать выполнению соответствующими государственными органами управления своих функций и обеспечить граждан надежной, качественной услугой. Реализовать ее, как прозвучало на коллегии, можно лишь не просто идя в ногу с требованиями времени, но несколько опережая их. Условия для этого у Минсвязи есть: развитые фундаментальная и отраслевая науки, тесное сотрудничество с профильными международными организациями, высокий кадровый потенциал и современные технические средства. Отрадно и то, что руководители и специалисты знают главные направления своей работы. Прежде всего это совершенствование инженерной инфраструктуры отрасли. Предстоит нарастить емкость серверов и объемы различных видов доступа в Интернет, модернизировать с целью увеличения производительности центральный вычислительный комплекс системы АСКР-Э, в результате чего новые возможности получат держатели банковских пластиковых карточек, операторы мобильных сетей и другие пользователи системы. Динамичное развитие сетей сотовой связи, постоянное увеличение спроса на услуги сети Интернет, внедрение новых информационных услуг вызывают необходимость перехода на первичной магистральной сети к более перспективным технологиям передачи информации, например к спектральному уплотнению каналов. Этапным событием в развитии электросвязи станет создание кольцевой схемы с прокладкой волоконно-оптических линий между областными центрами.

Будет активизирована работа с областными и местными органами исполнительной власти по телефонизации малонаселенных пунктов, развитию на базе отделений связи электронной торговли, и не только по каталогам зарубежных, но и белорусских товаров, разработан типовой проект локальной вычислительной сети отделения связи, завершено внедрение национальной системы "Электронный денежный перевод", расширен с целью увеличения доходов перечень пользующихся спросом российских изданий, реализуемых через киоски и другие торговые точки почтовой связи... Все намеченное не перескажешь, и дело ведь не в количестве мероприятий, а в их эффективности и востребованности. За любую услугу связи потребитель нынче рассчитывается своими кровными, а потому рассчитывает на ее качественное и своевременное исполнение -- об этом тоже говорилось на коллегии.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений