$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОКАЗАТЕЛИ ДРУЖБЕ НЕ ПОМЕХА©

07.06.2013

Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал в среду принятые в конце апреля документы по вопросу выделения Беларуси 5-го транша кредита АКФ ЕврАзЭС. В них, по сути, признается, что стабилизационная программа и обязательства белорусских властей по выполнению условий кредитования хронически не исполнялись.

Решение о выделении нашей стране очередного 5-го транша на сумму 440 млн. USD было принято еще 28 марта на заседании экспертного совета АКФ ЕврАзЭС. Оценка выполнения Беларусью условий 5-го транша датирована 20 апреля, а само решение — 25 апреля. Деньги в республику поступили в последний день месяца, что существенно поддержало золотовалютные резервы страны.

Оказывается, экспертный совет рекомендовал Совету Фонда рассмотреть вопрос о перечислении 5-го транша финансового кредита АКФ Республике Беларусь на основании оценки выполнения показателя прироста кредитов экономике по итогам января–марта текущего года, исходя из контрольного значения не более 1,5% в среднем за месяц. При этом среднемесячный прирост кредитов экономике за январь–март составил 1,73%, что объясняется ускоренным приростом валютных кредитов (2,7% в среднем за месяц). По состоянию на 22 апреля средний темп роста кредитов экономике снизился до 1,62% в месяц. Это и позволило ЕАБР считать, что по итогам апреля данный показатель снизится до 1,52%, и принять положительное решение.

Между тем из-за смягчения в Беларуси денежно-кредитной политики остались невыполненными 5 и недовыполненными еще 3 из 15 контрольных показателей. В частности, не выполнен индикативный показатель объема резервных денег (РД) Нацбанка: на 1.01.013 г. он составил 30,1 трлн. Br вместо положенных 24,5 трлн. Объяснение превышения целевого уровня на 22,9% высокими объемами закупок валюты Нацбанком на рынке, не сопровождавшимися операциями по изъятию излишнего денежного предложения, чиновников ЕАБР устроило. При этом в документах банка признается, что контрольный уровень РД изменился с 33,5 трлн. Br до 24,5 трлн. вследствие корректировки уровня чистых международных резервов и дальнейшей корректировки РД на повышение нормативов обязательного резервирования.

Не выполнен также индикативный показатель прироста общего объема кредитов банков экономике, который на 1.01.2013 г. не должен был превысить уровень в 15%. Рост общего объема кредитов экономике составил 29,9% — вдвое выше порогового значения 5-го транша. Не выполнены также индикативные показатели по повышению тарифов ЖКХ (они на начало года покрывают лишь 22% себестоимости вместо запланированных 35%) и стоимости проезда в общественном транспорте (покрытие себестоимости проезда 30% в Минске вместо заданных 85% и 60% в регионах). Отметим, что рост тарифов в текущем году продолжается, но насколько это покрывает затраты монополистов — неизвестно.

Разумеется, не выполнен индикативный показатель по выручке 2,5 млрд. USD от приватизации госпредприятий: в 2012 г. в консолидированный бюджет от реализации госсобственности поступило только 23,3 млн. USD.

Справиться удалось со ставкой рефинансирования при условии, что прирост требований к экономике по итогам 2013 г. составит не более 19%. Не в полной мере было выполнено обязательство по повышению акцизов на табак и алкоголь до уровня акцизов в РФ.

В ЕАБР признают, что невыполнение заемщиком целевых уровней по 5 индикативным показателям существенно ослабило эффект стабилизационной программы и может привести к утрате ее положительных результатов. Впрочем, это не помешало получить 5-й транш.

Теперь Евразийский банк развития рекомендует Нацбанку РБ ужесточить условия валютного кредитования юрлиц, что должно привести к замедлению валютного кредитования и позволит не допустить роста кредитов экономике сверх установленного прогнозного показателя в 19%. Между тем ежемесячный прирост кредитов экономике уже вышел за рамки планировавшихся. Теперь показатель прироста кредитов экономике переведен из индикативных в контрольные и является главным показателем, выполнение которого определит поступление 6-го транша кредита. Впрочем, белорусские власти это, кажется, не очень сдерживает. Требования дальнейшего смягчения монетарной политики все громче раздаются на высшем уровне и, скорее всего, будут воплощены в жизнь. Например, на недавнем совещании вице-премьер Анатолий Калинин пожаловался, что низкие темпы строительства жилья обусловлены высокими процентными ставками по рублевым кредитам, и потребовал, чтобы Нацбанк РБ разрешил возобновить жилищное кредитование граждан в иностранной валюте.

Если не эта атака, то следующая увенчается успехом и объем кредитования будет расти ускоренными темпами. Но поскольку управляющий Антикризисным фондом ЕврАзЭС закрывал глаза на невыполнение показателей в прошлые разы, смирится он с ним и в будущем.

Вадим ЛЕБЕДЕВ