Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
25.06.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОКА ТОЛЬКО КОРИДОР

Отечественным операторам рынка транспортно-экспедиционных услуг сложно конкурировать с зарубежными коллегами. Мешают громоздкость процедуры лицензирования, высокая налоговая нагрузка и отсутствие развитой логистической инфраструктуры.

Отечественным операторам рынка транспортно-экспедиционных услуг сложно конкурировать с зарубежными коллегами. Мешают громоздкость процедуры лицензирования, высокая налоговая нагрузка и отсутствие развитой логистической инфраструктуры.

Оживление грузопотока с начала этого года дает работу экспедиторам, чьи функции — документальное сопровождение перевозок, таможенное оформление, погрузка, разгрузка грузов и т.п. Однако тренд на повышение не получается использовать в полной мере из-за условий ведения этого бизнеса.

Пока белорусские экспедиторы, как и российские, не могут составить достойную конкуренцию европейским коллегам по цене и по качеству, заявил на днях вице-президент Международной федерации экспедиторских ассоциаций FIATA Сергей Желанов, выступая на международной конференции в Минске.

Между тем объем рынка транспортно-логистических услуг Европы огромен — порядка 50–60 млрд. EUR в год. Соответственно, есть смысл бороться за то, чтобы занять на нем свою нишу. Но для этого сперва необходимо усовершенствовать государственное регулирование транспортной деятельности — прежде всего пересмотреть законы, правила налогообложения, тарифную политику, антимонопольное регулирование, убежден председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» Николай Горбель.

В частности, изменений, по его мнению, требует Закон от 13.06.2006 № 124-3 «О транспортно-экспедиционной деятельности», по которому сформировалась правоприменительная практика, не во всем соответствующая международной и не отвечающая самой сути этого бизнеса.

БАМЭ также озабочена тем, что в стране пока не получили достаточного развития современные терминальные комплексы по логистической обработке грузов. Обладая широкой сетью автомобильных (64 тыс. км) и железнодорожных дорог (5,5 тыс. км), около 2 тыс. км водных путей, мы пока остаемся не более чем коридором между Востоком и Западом, пропуская через себя грузы, но не обрабатывая их и не зарабатывая на этом деньги.

Вместе с представителями других отраслей экспедиторы ждут появления давно обещанного указа, который сократит перечень лицензируемых видов деятельности. По информации БАМЭ, проект документа предполагает отмену лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности с 2011 г. Это будет способствовать вхождению на рынок новых игроков, привлечению капитала и технологий.

Впрочем, такой шаг, с одной стороны, облегчит жизнь бизнесу, но, с другой, как свидетельствует опыт России, может иметь и негативные последствия, предостерег президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик. Там после отмены лицензирования «любые три человека могли собраться, зарегистрировать устав экспедиторской компании с капиталом в тысячу российских рублей, набрать обязательств на миллион — и исчезнуть». Для борьбы с мошенниками россиянам пришлось в качестве альтернативы лицензированию создать систему добровольной сертификации, разработать и утвердить стандарты на транспортно-логистические услуги.

Еще одна важная задача — создание гарантийной системы безопасности грузоперевозок на основе поручительства субъектов хозяйствования. В Беларуси поручительство закреплено в таможенном законодательстве, однако должного развития оно не получило, отметил генеральный советник Экономического суда СНГ Вадим Мацкевич. Единственным предприятием, которое сейчас может выступать гарантом по таможенному транзиту, является РУП «Белтаможсервис». В то же время в Европе инструмент поручительства массово применяется экспедиторами, при этом конкуренция дала дополнительный стимул для развития данного вида услуг.

Определенные надежды связаны с развитием общей таможенной территории, в рамках которой Беларусь, Россия и Казахстан намерены создать транспортный союз. Предполагается, что в качестве примера будет взята аналогичная структура Евросоюза. В планах — создание в ТС единой системы таможенного транзита. При этом белорусских перевозчиков и экспедиторов ждет ряд нововведений. Среди них — отделение товаросопроводительной таможенной документации от процесса перемещения товаров, введение обязательного электронного предварительного уведомления таможенных органов о предстоящей поставке товаров (сейчас оно добровольное), переход на единые таможенные документы, которые будут унифицированы с европейскими.

Правда, уполномоченных представителей и экономических операторов, в роли которых могут выступать и экспедиторы, ждет усиление финансовой ответственности. Так, согласно ст. 39 Таможенного кодекса ТС (пока еще не ратифицированного белорусским парламентом), чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора, дающий право выполнять ряд таможенных процедур, необходимо будет предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму не менее 1 млн. EUR. Но, как прозвучало на встрече, далеко не каждый белорусский экспедитор обладает столь внушительной суммой свободных средств.

Дарья КОСТЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений