Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Социум
31.08.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пойдет ли помощь по адресу?

Не так давно правительство приняло постановление, которое изменяет порядок и условия предоставления адресной социальной помощи (АСП) в нашей стране...

Не так давно правительство приняло постановление, которое изменяет порядок и условия предоставления адресной социальной помощи (АСП) в нашей стране. Планируется, что новая модель АСП начнет работать уже в сентябре-октябре.

Ее внедрение позволит "вытянуть" за порог крайней бедности все малообеспеченные слои населения, но не решит до конца проблему обеспечения достойного уровня жизни всех белорусов, относящихся к этой категории, полагают эксперты. По их мнению, более значимое повышение "планки доплаты" требует изменения социальной политики государства. В первую очередь трансформации нынешней не привязанной к уровню доходов системы предоставления пособий, выплат и льгот в систему адресной социальной помощи.

Бедность и "порог"

Расходы на различные социальные программы в Беларуси без учета образования и здравоохранения составляют около 14% ВВП, что почти в 1,5 раза превышает среднеевропейский показатель. По оценкам экспертов Всемирного банка, сегодня практически треть семей в стране пользуются теми или иными видами социальной помощи, а более 60%- социальными льготами. В то же время эффективность белорусской модели остается достаточно низкой. Главный ее недостаток - не соответствующий затратам уровень жизни значительной части населения. Согласно данным мониторинга Министерства статистики и анализа в I квартале 2004г. доходы меньше отметки бюджета прожиточного минимума имели 21,3% домашних хозяйств Беларуси. В том числе в больших городах за "порогом бедности" оставались 18,6%, в малых городах - 21,7%, а в сельской местности - 29,8% граждан.

Новая модель социальной помощи

После внедрения новой модели АСП количество получателей пособий увеличится по крайней мере вдвое - до 80 тыс. чел. При этом, констатируют в Минтруда и соцзащиты, введение "фильтров" назначения помощи не должно привести к росту государственных расходов и в 2004г. финансирование выплат будет соответствовать заложенным на эти цели в бюджете 3,9 млрд. руб.

Теперь в систему АСП будут включены не только многодетные и неполные семьи, а все без исключения малоимущие семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Как отмечают в Минтруда и соцзащиты, в отношении малообеспеченных такое решение является справедливым - по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в I квартале доходы ниже отметки БПМ имели 23,9% семей с одним ребенком и 36% семей с двумя детьми. Кроме того, АСП должна распространяться на семьи с инвалидами детства независимо от их возраста. Не секрет, что сам по себе этот фактор оказывается ограничителем трудовой активности и экономического потенциала таких семей. Увеличит круг адресатов и смягчение коэффициентов учета эффекта от совместного проживания. Причем для отдельных категорий граждан (детей-инвалидов до 18 лет, инвалидов I и II групп, лиц старше 80-летнего возраста) коэффициенты станут не понижающими, а повышающими. И наконец, еще одно новшество - возможность получения наряду с ежемесячным единовременного пособия. Претендовать на него смогут семьи, которые оказались в форс-мажорной ситуации. Размер одноразовой выплаты может составлять от 50% до 500% БПМ.

Однако правила предоставления АСП планируется ужесточить. В состав совокупного дохода, на основании которого назначается пособие, будут включаться не только трудовые и иные денежные доходы, но и денежные эквиваленты всех льгот и привилегий, а также потенциальные доходы от использования семейной собственности и земельных участков. Определен ряд условий, при которых помощь не может быть предоставлена в принципе, - к примеру, в любом случае "за бортом" окажутся трудоспособные граждане, которые нигде не работают и не имеют официального статуса безработного. Наконец, сдерживанию иждивенческих настроений будет способствовать ограничение периода выплат 6 месяцами на протяжении года.

Доплата с ограничителем

Нельзя сказать, что до сих пор социальная помощь у нас оказывалась безадресно. С 1 января 2001г. правительство Беларуси ввело систему АСП. В соответствии с ней гражданам, которые по объективным причинам оказались не в состоянии обеспечить себе приемлемый уровень благосостояния, предоставили возможность получать гарантированный доход в размере 60% БПМ.

АСП представляла собой ежемесячное пособие, размер которого определяется как разность между 60% БПМ и фактическим среднедушевым доходом гражданина. Однако право на "доплаты" получили не все. Исходя из финансовых возможностей круг получателей был ограничен наиболее уязвимыми категориями - многодетными и неполными семьями с несовершеннолетними детьми, семьями с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, семьями с несовершеннолетними детьми, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы, семьями, где оба родителя безработные или студенты, наконец, одинокими пенсионерами и инвалидами. Одновременно для предупреждения иждивенческих настроений правительство ужесточило подход к оценке нуждаемости. В частности, при определении доходов граждан велся учет как денежных, так и натуральных поступлений, были введены коэффициенты эффекта от совместного проживания. Специальные комиссии в районах должны были решать, назначать или не назначать помощь в зависимости от того, насколько тот или иной претендент стремится самостоятельно улучшить свое материальное положение.

В I полугодии 2004г. адресные пособия получили 40 тыс. чел., средний размер выплаты на одного человека составил 19734 руб., что соответствует 17,2% среднего БПМ. В целом же с начала введения новой системы поддержки ее получили 98 тыс. семей и почти 3 тыс. одиноких граждан. Вместе с тем АСП так и не стала универсальной. Увеличение размеров средних зарплат, пенсий и пособий одновременно с жестким ранжированием получателей по категориям привели к снижению востребованности адресной помощи. Если в 2001г. ее получили 5,4% малообеспеченных граждан, то в 2003г. - только 1,3%. Бюджетные средства, выделенные на эти цели, оказались освоенными всего на 49%. Стало очевидным, что система адресной поддержки населению стала "пробуксовывать".

Доход, да не тот

За рамками новой модели АСП останутся одинокие трудоспособные граждане и трудоспособные семьи без детей. Однако это "исключение" кажется весьма условным. "Планка" для предоставления адресной помощи (60% от бюджета прожиточного минимума, или на сегодня 77034 руб.) оказывается несколько выше, чем размер минимальной заработной платы в 83 тыс. руб. Следовательно, самого факта работы и получения зарплаты достаточно, чтобы обеспечить себе нынешний уровень минимального дохода.

Таким образом, с введением новой модели АСП уровень жизни значительной части малоимущего населения повысится, но не настолько, чтобы решить проблему окончательно. Оптимальным вариантом в данном случае может быть лишь установление гарантированного дохода в размере, эквивалентном БПМ. Для этого неплохо бы изменить социальную политику государства в целом. В частности, в отношении льгот.

Белорусская система "льготной" поддержки населения сформировалась во времена СССР и почти не изменилась за годы суверенитета. Сейчас льготами по оплате общественного транспорта пользуется  порядка  6,6 млн. чел.,  по медобслуживанию и санаторно-курортному лечению - 4,9 млн., отпуску природного, сжиженного газа и твердого топлива - 650 тыс., оплате жилищно-коммунальных услуг без учета перекрестного субсидирования - почти 600 тыс. чел. В целом право на те или иные льготы имеет 2/3 населения страны, а суммарные расходы на предоставление социальных трансфертов измеряются сотнями миллиардов рублей. С одной стороны, это ощутимо "бьет" по экономике. С другой - стремление поддержать как можно большее количество населения приводит к разделению трансфертов по принципу "всем понемногу", в результате чего они становятся практически незаметными. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в Iквартале льготная помощь на каждую семью оценивалась всего немногим более чем в 10 тыс. руб. Но самым парадоксальным является даже не это. Отказ от оценки имущественного положения льготника и ставка исключительно на его формальную принадлежность к определенной категории привели к тому, что только 30% социальных расходов государства попадают к лицам с действительно низкими доходами. А 70% преференций приходится на долю относительно состоятельных граждан.

Проект закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях отдельным категориям граждан" Палата представителей Национального собрания рассмотрела в октябре прошлого года. Он предлагал отказаться от компенсаций за неиспользованные путевки, уменьшить перечень оснований для обеспечения бесплатным санаторно-курортным лечением, ограничить категории лиц, пользующихся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг, сократить льготы чернобыльцам, а также льготы, которые предоставляются по профессиональному признаку военнослужащим, работникам органов МВД и МЧС. Это позволило бы сэкономить около 150 млрд. руб. Часть высвободившихся средств планировалось направить на оказание более весомой помощи малоимущим и финансирование социальных программ. Однако после многочисленных обсуждений депутаты так и не осмелились взять на себя ответственность за "непопулярные меры" и отправили законопроект на доработку. Теперь определять его дальнейшую судьбу будет парламент нового созыва.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений