$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОИСК ИСТОЧНИКОВ©

27.03.2015

Задача «поскрести по всем возможным сусекам», чтобы обеспечить налоговые поступления в казну, похоже, становится приоритетной для властей. Однозначный тренд на разработку способов пополнить бюджет в условиях сложного финансового положения практически во всех секторах экономики активно прослеживается на протяжении I квартала текущего года.

Первым «звонком» стало продление задним числом 90-дневной отсрочки по вычетам НДС при ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС. Следом появились проекты указов о повышении ставок государственной пошлины и увеличении налоговых ставок для индивидуальных предпринимателей при торговле без документов. А на прошлой неделе Министерство по налогам и сборам объявило о необходимости увеличения штрафов за неуплату налогов «хотя бы до 100% суммы сокрытия».

Дифференциацию штрафов и установление их верхнего порога в зависимости от размера неуплаченных налогов, а также от того, произошло это по неосторожности или умышленно, предприниматели считают одним из важнейших достижений совершенствования законодательства. Однако в МНС, оказывается, полагают, что 20-процентный штраф, грозящий согласно ст. 13.6 КоАП за умышленную неуплату налогов, недостаточно «страшен» и не стимулирует выполнение налоговых обязательств. При этом налоговики ссылаются на Германию, где такой штраф достигает 300% от неуплаченной суммы налогов. Интересно, что страны ЕС всегда приводятся в пример, когда нужно обосновать какие-нибудь изъятия, будь то штрафы, коммунальные платежи и т.п., однако чиновники благоразумно умалчивают, что подобные ужасы неразрывно связаны на Западе с куда более высокими, чем у нас, доходами, социальной и правовой защищенностью населения и бизнеса.

Кстати, еще 10 лет назад в Беларуси за сокрытие, занижение объектов налогообложения также взыскивался штраф в 3-кратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения, а при повторном нарушении — даже в 5-кратном (ст. 9 Закона от 20.12.1991 № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»). Но кроме размера санкций это ничем не делало наши порядки похожими на немецкие. Более того, в последние годы МНС неоднократно отмечало постоянный рост налоговой культуры белорусских налогоплательщиков и очень высокий уровень добровольной уплаты налогов. Например, в 2012 г., по данным МНС, 97,3% налоговых платежей уплачивалось в добровольном порядке. В дальнейшем этот показатель менялся незначительно.

Тем не менее, как заявил замминистра по налогами сборам Василий Каменко, «оценивая динамику правонарушений, наблюдаем, что количество правонарушений, совершенных преднамеренно с участием лжепредпринимательских структур, не снижается. Делается это умышленно с целью неуплаты налогов, и сегодня необходимо повышать ответственность, чтобы нивелировать экономический эффект, полученный правонарушителем, до минимума». А потому в МНС готовы приступить к работе над проектом соответствующего правового акта.

Между тем для злостных налоговых уклонистов в отечественном законодательстве имеются статьи 234, 235 и 243 Уголовного кодекса, суровые меры предусмотрены и Указом от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». К тому же большинство штрафов номинированы в базовых величинах, по мере роста которой увеличиваются и поступления в казну. В 2010–2015 гг. существенно расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения и льгот. Неужто при таком ассортименте санкций и послаблений налоговая культура ухудшается? Или дело не столько в сознательном нежелании платить налоги, а в состоянии экономики, условиях ведения бизнеса и финансовом положении субъектов хозяйствования, которые вынуждают их искать лазейки в законодательстве для минимизации налоговых платежей?

В свою очередь, государство находит источники пополнения казны, даже не меняя ставки. К примеру, как сообщил начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько, за январь–февраль текущего года более 160 человек уплатили свыше 3 млрд. Br подоходного налога с займов.

Напомним, что в соответствии с новой редакцией п. 21 ст. 178 НК, введеной с 1 января т.г., подоходный налог уплачивается с займов, кредитов, полученных от других физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (кроме близких родственников и свойственников), иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, а также от иностранных индивидуальных предпринимателей.

Правда, это касается лишь тех заимствований, которые указываются в декларациях о доходах и имуществе, предоставляемой по требованию налоговых органов, в качестве источника совершения крупных покупок. К тому же после погашения такого займа возвращается и ранее уплаченный налог (без какой-либо индексации). Так что данная мера направлена скорее на ограничение использования фиктивных займов при легализации доходов, чем исключительно на фискальные интересы.

Как государство, так и бизнес выступают сегодня за создание равных условий для всех субъектов хозяйствования. Но есть одно противоречие: если предприниматели понимают под этим ликвидацию преференций отдельным отраслям и госпредприятиям, в т.ч. по налогам, то чиновники намерены максимально сократить льготы и ограничить возможности применения особых режимов налогообложения и прежде всего УСН.

Первые шаги в этом направлении сделаны при принятии изменений в НК на текущий год, что вызвало негативную реакцию со стороны бизнесменов. Например, в «Национальной платформе бизнеса Беларуси–2015» прямо призывается к отмене ограничений по использованию «упрощенки» организациями, свыше 25% уставного капитала которых принадлежит иным юридическим лицам. Вряд ли такие призывы будут услышаны. А вот идея повышения штрафов вполне может найти сторонников в правительстве.

Александра АРТЕМОВА