$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОДТЯГИВАНИЕ НА ДИСЦИПЛИНЕ©

15.08.2014

Руководителей и остальных работников Беларуси ждет комплекс суровых мер по укреплению дисциплины. Эти меры будут изложены в декрете «Об усилении борьбы с бесхозяйственностью и повышении требований к руководящим кадрам всех уровней», проект которого обсуждался 12 августа на совещании у Президента страны.

Дисциплинарная тема давно была любимой у белорусских властей. Однако раскрыть ее в полной мере не удалось ни в Декрете от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», ни в Директиве от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Попытка повысить эффективность экономики путем раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан, формирования развитой конкурентной среды с помощью Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» тоже не принесла ожидаемого результата. А потому приходится возвращаться к более привычным инструментам искоренения бесхозяйственности и повышения ответственности руководящих кадров — без чего, как заявил глава государства, невозможно повышение эффективности всех отраслей экономики.

ПОЭТОМУ Администрации Президента было поручено подготовить исчерпывающий нормативный акт, в котором четко обозначить позицию государства в отношении тех, кто допускает провалы в работе. Провалившим дело, бездарным и, хуже того, нечистым на руку руководителям более не позволят спокойно пересаживаться «из одного сытного и теплого места в другое». По словам А.Лукашенко, «непотопляемость этих горе-руководителей основывается на таких негативных явлениях, как кумовство, протекционизм и круговая порука по принципу «ты — мне, я — тебе». Очевидно, что деятельность таких управленцев наносит огромный ущерб не только конкретному предприятию или организации, но и стране в целом, а также дискредитирует органы власти, допускающие такие подходы в кадровой политике, в глазах общества. По мнению главы государства, это происходит в первую очередь потому, что нет должного спроса с руководителей как за состояние дел, так и за подбор кадров, а также с рядовых исполнителей и тех, кто покрывает нерадивых управленцев. А потому в декрете велено установить жесткий и персональный спрос с руководителей всех уровней. Они обязаны отвечать за общее состояние дел на вверенном ему участке работы или предприятии без всяких исключений — от выполнения доведенных заданий до безопасности работников, порядка в цехах, во дворе, на складах до благоустройства своей и прилегающей территории, а за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей — «необратимо понести серьезное наказание». Те, кто скомпрометировал себя, будут лишены возможности в дальнейшем трудоустроиться на руководящие должности. «Введение ограничения на назначение таких лиц, вплоть до запрета для определенных категорий, — это жесткая мера, но другого выхода нет, если хотим навести порядок в стране и поддерживать этот порядок», — заявил Президент. Он напомнил, что за 2012–2013 гг. по дискредитирующим обстоятельствам освобождены от должностей 16 руководителей из кадрового реестра главы государства, из реестров республиканских и местных исполнительных органов — 67, в нынешнем году — уже 13 и 26 человек соответственно. При этом А.Лукашенко признал, что имеется достаточно примеров повторного назначения таких лиц на руководящие должности в государственные и частные структуры.

Кстати, рядовые граждане тоже не раз с изумлением узнавали, что лица, с треском завалившие дело на одном посту, благополучно получают через некоторое время другой, не менее ответственный и «теплый». Причем это касается не столько руководителей предприятий, сколько высокопоставленных чиновников, последствия идей и инициатив которых касаются не отдельных цехов и предприятий, а всей страны. Однако грандиозные макроэкономические провалы не мешают иным «реестровым» оставаться в руководящей обойме. Так что прежде чем приступать к борьбе за чистоту руководящих рядов, хотелось бы представлять стандарты «кадровой гигиены». Конечно, вряд ли стоит доверять директорское кресло тому, кто уже доводил компании до банкротства. Но в каждом конкретном случае нужно четко устанавливать виновника. Между тем клеймо «нерадивого управленца» можно заработать, не выполнив прогнозные показатели (регулярно оказывающиеся заведомо нереальными по внешним причинам), нежелание выполнять указания сверху, вроде повышения зарплаты, достижения любой ценой роста объемов производства, экспорта и т.п. Зато не припоминается, чтобы когда-то были наказаны авторы нормативных актов, плодящих противоречия и неясности законодательства, ухудшение бизнес-климата, а то и прямые убытки для субъектов хозяйствования.

ТЕПЕРЬ речь идет о том, что уволенный руководитель не сможет работать не только на государственных должностях, но и в частных структурах. Такой подход не редкость во многих странах, где чиновникам, занимающим определенные должности, запрещается в течение установленного срока после ухода с госслужбы работать в частных компаниях. Эта мера призвана ограничить возможности коррупции и лоббирования интересов. У нас же проблема усугубляется тем, что директора госпредприятий нередко выводят активы в аффилированные частные фирмы, создавая себе «запасной аэродром». К сожалению, невозможно заставить людей беззаветно работать на государство, если это не обеспечивает им тот уровень благосостояния, который хочется иметь. И какие бы усилия ни предпринимали власти, чтобы побороть такую порочную практику, она постоянно генерируется самой логикой административно-командной системы и доминирования государственной собственности. Конечно, пройдет несколько показательных мероприятий по пресечению «потворства и пересаживания с места на место проваливших дело». Но это не может стать постоянной практикой, поскольку окажется угрозой сплоченности рядов отечественной бюрократии. Людьми системы не бросаются, а ресурс для пополнения кадрового реестра довольно ограничен. И как прикажете его пополнять, если нынешним чиновникам и потенциальным новобранцам не предлагать стимулов в виде карьерных гарантий, достаточно высокого дохода и дополнительных бонусов, в т.ч. неформальных?

Планируется, что местные органы власти будут наделены «самыми высокими полномочиями в вопросах согласования назначения должностных лиц на их территории».

Намерения тут, как обычно, благие. Но не окажется ли, что позволив исполкомам решать, кому и где быть директором, авторы декрета откроют новые горизонты произвола и коррупции: от возможности «порадеть родному человечку» до травли неугодных бизнесменов? Сможет ли исключить такие случаи планируемая ответственность местных органов власти за подбор кадров? Как расценят частные инвесторы обязанность согласовывать назначение директора компании с местными властями?

ИНТЕРЕСНО выглядит призыв установить единые подходы как для государственных, так и для частных организаций в вопросах искоренения бесхозяйственности и укрепления производственной дисциплины. Вроде бы нормы трудового законодательства, в т.ч. в части прав и обязанностей нанимателя и работника, а также дисциплинарной ответственности, и без того распространяются на всех субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности. Конечно, порой у руководителей не хватает инструментов для наведения порядка, но изменить положение можно лишь облегчив нанимателю возможности снижения зарплаты и увольнения работников. Правда, в условиях дефицита рабочей силы пользоваться таким механизмом можно лишь с большой осторожностью. С другой стороны, не только Президент сталкивается с фактами бесхозяйственности, бардачности и бездеятельности — их хватает как в органах власти, так и во многих компаниях. Но опыт бюрократических процедур многих чиновников и менеджеров приучил не спешить. Трудно сразу разобраться, следует ли бросаться воплощать в жизнь очередной лозунг — не ровен час завтра «линия партии» качнется в другую сторону. А наказание за инициативу может оказаться куда тяжелее, чем за ее отсутствие…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях