$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Строительство

ПОДРЯДНЫМ ТОРГАМ УСТАНОВИЛИ ПОРЯДОК©

14.02.2014

Правительство постановлением от 31.01.2014 № 88 (далее — постановление № 88) установило порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов. Об электронных аукционах, которые были доминирующей процедурой в этой сфере в 2013 г., придется временно забыть. Выбирать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ближайшие два года предстоит посредством подрядных торгов, торгов и переговоров.

Новый порядок подготовлен в соответствии с Указом Президента от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», которым, напомним, приостановлено до 1.01.2016 г. действие законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) при проведении процедур закупок при строительстве. Этим же Указом установлено, что работы и услуги при строительстве необходимо закупать посредством подрядных торгов либо переговоров, а товары — торгов или переговоров.

Механизм их проведения определен Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов , утв. постановлением № 88 (далее — Положение). При размещении заказов на подрядных торгах и торгах предшествовать им должна процедура предварительного квалификационного отбора участников, являющаяся, подчеркнем, обязательной. Данная процедура включает подготовку и утверждение организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников, содержащей, в частности, сведения о его сроках и порядке, перечне показателей, учитываемых в ходе данной процедуры, критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах).

ПОЛОЖЕНИЕМ регламентированы показатели для предварительного квалификационного отбора участников на 4 вида заказов, размещаемых при строительстве: выполнение проектных и изыскательских работ; выполнение отдельных видов строительных работ, в т.ч. монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ; закупку товаров при строительстве объектов; оказание инженерных услуг. Во всех случаях обязательными являются такие показатели, как деловая репутация участника (отзывы заказчиков о выполнении работ или осуществлении поставок товаров), информация о его участии в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года, наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000.

Участники, зарегистрированные организатором подрядных торгов (торгов), вправе присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с предквалификационными документами. В ее состав включаются работники организатора, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости — работники соответствующего профиля других организаций и вышестоящего госоргана (госорганизации). При размещении заказов за счет бюджетных и приравненных к ним средств Положением закреплено право участия в работе конкурсных комиссий членов Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь, созданной постановлением Совмина от 20.02.2007 № 224, работников Комитета госконтроля и инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта.

Если по результатам процедуры лишь один из участников признан прошедшим предварительный квалификационный отбор либо никто не прошел его, подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися. В случае его прохождения двумя и более участниками в установленный организатором подрядных торгов (торгов) день проводится заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями, которые затем рассматриваются в срок не более 45 рабочих дней и не более 10 — по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения. По результатам процедуры с ее победителем заключается соответствующий договор в порядке и срок, установленные Положением.

Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по объектам специального назначения, взрывоопасным объектам строительства, объектам строительства в сферах железнодорожного транспорта и энергетики. При этом решение о проведении закрытых процедур принимается их организатором в соответствии с НПА, в т.ч. техническими НПА.

ПРИ возникновении необходимости срочного размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, если такая необходимость предусмотрена правительством, республиканскими органами госуправления, облисполкомами и Минским горисполкомом, либо при размещении заказов на закупку товаров подрядные торги (торги) в форме открытого или закрытого конкурса могут проводиться по упрощенной схеме с учетом ряда особенностей. При наличии нескольких инвесторов, финансирующих один объект, функции по организации подрядных торгов (торгов) возлагаются совместным решением на одного из них с оформлением протокола. Организатор вправе проводить подрядные торги (торги) одновременно по нескольким лотам. В этом случае разработка конкурсной документации, а также документации для предварительного квалификационного отбора участников осуществляется по каждому из лотов.

Положением предусмотрены особенности организации и проведения подрядных торгов на строительство жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение, выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, на выбор субподрядных организаций, оказание инженерных услуг, торгов на закупку товаров.

В СООТВЕТСТВИИ с дополнением в постановление Совмина от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» в случае обязательности проведения процедуры торгов, закупки товаров, включенных в перечень, утвержденный данным постановлением, при строительстве объектов организациями, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственными обществами, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, осуществляются на биржевых торгах ОАО «БУТБ». В то же время Перечень товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, при заключении договоров на поставку которых проведение торгов не является обязательным, утвержденный постановлением № 224, утратил силу.

При размещении заказа на основе переговоров их организатору предоставлено право самостоятельно определять одного или нескольких участников, в т.ч. осуществлять их предварительный квалификационный отбор. В случае выбора победителем переговоров участника, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием.

Положением регламентировано разрешение споров, возникающих при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров). В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь. После заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.

Постановлением № 88 также внесены коррективы в Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 3.03.2005 № 235. При этом Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное этим постановлением, утратило силу.

Михал СТЕЛЬМАК