$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ПОДРОБНОСТИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ

03.09.2010

Возможно, изменения в налоговом законодательстве, появившиеся в 2010 г. и запланированные на ближайшее будущее, позволят нашей стране, наконец, уйти с последнего места в рейтинге Всемирного банка по состоянию налогообложения. Но гораздо важнее реально улучшить налоговую систему, устранить неясности и противоречия. Если это приведет нас в лидеры рейтинга ВБ, прекрасно. Правда, в странах, занимающих там сегодня более или менее высокие позиции, многие проблемы, с которыми сталкиваются пока белорусские налогоплательщики, давно и успешно решены.

ОДИН из таких примеров — наш партнер по Таможенному союзу Казахстан, который хоть и отстает от Беларуси в общем рейтинге Doing Business – 2010 на 5 позиций, по состоянию налоговой системы занимает в нем 52-е место, опережая по этому параметру не только нас, но и такие страны, как Франция (59), Греция (76) и Болгария (95). Что же позволило нашему союзнику забраться столь высоко?

Дело даже не только в значительно более низких ставках: например, по НДС — 12%, по индивидуальному подоходному налогу — 10%, а по корпоративному (аналог нашего налога на прибыль) — 15%. Сырьевой характер экономики позволяет Казахстану компенсировать низкий уровень одних налогов за счет значительных поступлений рентного налога на экспорт, специальных платежей и налога с недропользователей. Кстати, всего в стране 13 налогов и 16 различных сборов, в т.ч. госпошлина.

Но если структура налоговой системы определяется спецификой экономики, принципы, изложенные в Налоговом кодексе Казахстана, достойны внимания. Прежде всего, это наличие исключительно для целей налогового учета широкого спектра понятий — от банальных основных средств до экзотических исламских финансовых инструментов. При этом наличие налогового учета (в т.ч. раздельного по некоторым видам деятельности), принципы и правила его ведения прямо предписаны в НК Казахстана. Необходимость в этом у наших союзников не подвергается сомнению.

ПОДРОБНО описаны в НК Казахстана такие понятия, как дисконт по долговым ценным бумагам, дивиденды, лжепредприятие, инжиниринговые услуги, грант, гуманитарная, благотворительная и спонсорская помощь (которые существенно отличаются по смыслу и для целей налогообложения) и многое другое. Особое внимание уделяется правилам налогообложения отдельных операций, в т.ч. лизинга и различных видов ценных бумаг.

Поэтому казахстанские бухгалтеры сталкиваются с минимальным количеством отсылочных норм, причем все необходимые определения и указания по исчислению налогов содержатся в самом НК Казахстана. К тому же в нем (п. 2 ст. 3) установлено, что законодательные акты, вносящие изменения и дополнения в налоговое законодательство, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

В главе, посвященной корпоративному подоходному налогу, дано подробное описание расходов, уменьшающих облагаемый оборот, именуемых налоговыми вычетами (аналог наших затрат). При этом явно видны различия между бухгалтерским и налоговым учетом. Отметим, что суточные, выплачиваемые работнику за время нахождения в командировке, уменьшают облагаемую прибыль в размере, установленном по решению налогоплательщика (ст. 101 НК Казахстана), расходы по проживанию — в фактическом размере, а представительские расходы — в пределах 1% суммы расходов работодателя по доходам работников, подлежащим налогообложению.

ИНТЕРЕСНО решен вопрос с льготами при строительстве и приобретении фиксированных активов (основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов) и других затрат капитального характера. Для этого введено понятие «инвестиционные налоговые преференции», которые применяются по выбору налогоплательщика и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию (ст.128 НК Казахстана). При этом в объекты таких преференций включены впервые вводимые в эксплуатацию здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование в течение не менее 3 налоговых периодов, следующих за периодом ввода их в эксплуатацию. Инвестиционные преференции применяются по одному из следующих методов: вычета после ввода объекта в эксплуатацию или вычета до ввода объекта в эксплуатацию. Первый метод заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференций равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию. Второй — в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически были такие затраты.

Кроме того, не облагается корпоративным подоходным налогом стоимость имущества, переданного некоммерческим организациям и организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, безвозмездно, а также спонсорская и благотворительная помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения получателя помощи. Освобождены от налогообложения и расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях, при условии заключения с этим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее 3 лет.

По корпоративному подоходному налогу вносятся авансовые платежи, а декларация подается в налоговый орган в Казахстане раз в год, причем одновременно с ней — годовая финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО и требованиями национального законодательства. НДС уплачивается в Казахстане раз в квартал независимо от объема выручки.

Есть у них интересные нормы, касающиеся и индивидуального подоходного налога. Так, дивиденды облагаются этим налогом по ставке 5%. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату их начисления в официальном списке Казахстанской фондовой биржи, а также дивиденды, полученные от юрлица-резидента, если он владеет акциями или долями участия более 3 лет, а также если 50% и более стоимости уставного капитала или акций (долей участия) юридического лица или консорциума на день выплаты дивидендов составляет имущество лиц, не являющихся недропользователями.

КАЗАХСТАНСКОЕ налоговое законодательство прямо предусматривает применение Международных стандартов финансовой отчетности. Например, облагаемую базу при расчете налога на добычу полезных ископаемых в ряде случаев предписывается определять по МСФО. Учет в целях налогообложения курсовых разниц, товарно-материальных запасов, ряда других активов и доходов от их переоценки, резервов, расходов будущих периодов, амортизации и т.д. может осуществляться в соответствии с МСФО и национальным бухгалтерским законодательством.

Отметим, что в НК Казахстана, среди прочего, закреплено право налогоплательщика получать бесплатно в налоговом органе утвержденные уполномоченным органом стандарты оказания государственных услуг, бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговых отчетности и заявления в электронном виде (п. 1.4 ст. 13). Казахстанские предприятия могут позволить себе не представлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, за исключением информации и документов, представление которых прямо предусмотрено законодательством о налогах, трансфертном ценообразовании, а также о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров (подп. 1.14 ст. 13).

В свою очередь, казахстанские налоговые органы, в числе прочих обязанностей, должны публиковать в СМИ списки лиц, имеющих налоговую задолженность, а также бездействующих юридических лиц и налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда.

Разумеется, в 95 главах НК Казахстана есть еще немало других особенностей, которые пригодились бы и в белорусском законодательстве. Но рассказать обо всех в рамках данной статьи невозможно. А вот воспользоваться опытом этой страны, как и некоторых других, наверное, стоит.

Александра АРТЕМОВА