$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПОДНИМЕМ БОКАЛЫ ЗА «НАРОДНОЕ» IPO©

30.03.2012

ОАО «Минский завод игристых вин» рассчитывает в мае–июне произвести дополнительную эмиссию акций в размере 25% уставного фонда, чтобы привлечь 41 млрд. Br в инвестиционную программу и оборотные средства. Об этом на пресс-конференции рассказал гендиректор предприятия Леонид КРАВЧУК.

Предполагается, что акции завода заинтересуют рядовых граждан и отечественные предприятия, которые смогут стать участниками первого в республике «народного» IPO. Им будут предложены 240 тыс. акций номинальной стоимостью 171,45 тыс. Br. Планируется, что продажа на Белорусской валютно-фондовой бирже пройдет с 3 мая по 15 июня. При этом каждый инвестор сможет приобрести не более тысячи акций. Такое ограничение «в одни руки» призвано исключить скупку крупных пакетов при первичном размещении.

На 1 февраля уставный фонд ОАО составлял 123,5 млрд. Br (720 416 акций). По согласованию с Госкомимущества независимая оценка предприятия не проводилась. Заводчане самостоятельно оценили себя, исходя из стоимости чистых активов на 1.01.2012 г. Как пояснила заместитель гендиректора по экономике ОАО «Минский завод игристых вин» Генуефа Веремей, номинальная цена акций предприятия увеличена с 42 тыс. Br до 171,45 тыс. Br за счет собственных источников. «Что касается акций дополнительного выпуска, то он будет обеспечен денежными средствами лиц — покупателей этих бумаг. Поэтому цена акций не должна упасть», — считает Г.Веремей. В свою очередь, Л.Кравчук уверен, что рыночная стоимость акций после IPO сразу же вырастет в разы. «Наш завод — почти новый, мы в нем практически все поменяли за последние 5 лет, — объясняет гендиректор. — Когда приезжают виноделы из Италии, Франции, они восхищаются тем, что в нашей невинодельческой стране действует такое современное производство. Внешний интерес к предприятию крайне велик и найти стратегического иностранного инвестора не составило бы труда, но правительство поставило другую задачу — работать с населением. Когда принимали решение, на ком провести эксперимент «народного» IPO, то учитывали, что имя нашего предприятия на слуху, каждый житель хотя бы раз в году сталкивается с бокалом шампанского. С другой стороны, экономика предприятия соответствует действительности, и неплохая. Да и заинтересованность в коллективе есть: в 2004 г., когда акционировались, работникам не разрешили купить акции своего предприятия и этот отложенный спрос сохранился. Сейчас я сам буду покупать акции своего предприятия и у многих работников такое желание есть. Востребованность нашей продукции растет, и доходность предприятия будет увеличиваться. Объем чистой прибыли на 1 акцию завода по итогам 2011 г. составил 16 182 Br, т.е. на 1 января доходность бумаг была 38% годовых. Конечно, далее многое будет зависеть от экономической среды, в которой действует предприятие, и от того, как управляется», — уверен руководитель ОАО.

С 2007 по 2010 гг. завод провел широкомасштабную реконструкцию производства, которая обошлась в 36,7 млрд. Br. Почти 80% — банковские кредиты. «Сейчас подготовлен план второго этапа технического переоснащения, однако реализация его сдерживается имеющимися обязательствами перед банками. Поэтому мы рассчитываем использовать часть средств, привлекаемых от размещения акций, для долгосрочного погашения кредитов. Для нас важно получение более дешевого источника финансирования в сравнении с банковским. Поскольку предприятие стабильно работает, то и доходы его смогут получать не только банки, но и инвесторы».

Сопровождать первичное размещение акций предприятия будут: инвестиционный консультант ЗАО «Бросток», PR-консультант ООО «Агентство деловых связей», брокер со стороны эмитента — ЧУП «С ПАС», со стороны инвесторов — ОАО «Беларусбанк» и «Белагропромбанк». Выбор инвестиционного консультанта вызвал немалое удивление журналистов — участие ЗАО «Бросток» не сделало успешным размещение акций Борисовского завода медпрепаратов. Однако, по словам председателя наблюдательного совета Алексея Рубца, на белорусском рынке консалтинга вообще нет никого, кто мог бы успешно проконсультировать завод, имея для этого достаточный отечественный или зарубежный опыт. Поэтому лучше опыт неудач, чем никакой. К тому же специалисты ОАО уверяют, что учли прежние ошибки, улучшили PR-кампанию, расширили срок продажи акций. К тому же сейчас речь идет об отечественных инвесторах, а не об иностранных.

Пионером «народного» IPO Минский завод игристых вин стал по воле собственника — государства, которое сочло, что такой вариант лучше, чем поиск денег за рубежом, например в России. Как полагает директор ООО «Агентство деловых связей» Валентин Лопан, этому есть рациональное объяснение — на российском инвестиционном рынке не знают минский завод, поставки продукции которого в РФ носили разовый характер, а экспорт вообще составляет лишь 1,8% объема производства. «На отечественном рынке позитивных последствий этого проекта будет гораздо больше, мы ожидаем, что оживятся целые сектора фондового рынка», — предположил В.Лопан.

Оксана КУЗНЕЦОВА