$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

«Поднимать» рождаемость

20.02.2007

Демографические проблемы представляют потенциальную угрозу устойчивому экономическому развитию государства и его национальной безопасности в целом, отметил глава государства на совещании, посвященном обсуждению проекта Национальной программы демографической безопасности Беларуси на 2007-2010 гг. Нынешний год, объявленный Годом ребенка, по распоряжению Президента «должен дать ощутимые результаты в плане стимулирования рождаемости».

Национальная программа демографической безопасности до 2010 г. состоит из 7 подпрограмм и разработана, как говорится в ней, в целях предотвращения в стране негативных демографических процессов и создания предпосылок для роста населения. Среди ее основных задач — принятие социально-экономических и иных мер для повышения качества жизни семей с детьми, снижения заболеваемости и смертности населения, оптимизации внутренних и внешних миграционных потоков. На ее реализацию планируется выделить около 672,5 млрд. Br. Финансирование будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также из Фонда социальной защиты населения.

Разработчики документа планируют увеличить к 2010 г. общий коэффициент рождаемости до 10-11 на 1 тыс. человек и снизить до этого же уровня коэффициент смертности. Кроме того, ежегодный прирост населения на 5 тыс. человек правительство надеется получить за счет увеличения внешней миграции. При этом отток населения из сельской местности предполагается уменьшить на 50%.

В числе основных мероприятий программы — увеличение размера единовременного пособия. Глава правительства С.Сидорский озвучил на совещании предложение правительства увеличить в течение пяти лет сумму выплаты при рождении ребенка почти до 394 USD. При рождении второго и последующего — до 552 USD. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в 2008 г. должно вырасти до 80% БПМ и в 2009 г. — до 100%.

Молодым семьям государство также окажет помощь в виде погашения их кредитов на приобретение и строительство жилья. В зависимости от количества детей в семье по выданным не льготным кредитам она составит от 20 до 50 БПМ, льготным (трое и более детей) — в размере 30-70% от суммы кредита.

Для снижения к 2010 г. потребления населением спиртных напитков до 5% в год и случаев отравлений ими на 10%, разработчики программы предлагают ограничить количество мест и время продажи алкоголя, принять дополнительные меры по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, усилить контроль за его качеством. Продажа алкоголя в Беларуси с 1990 по 2005 гг. выросла на 63%, в то время как, по данным статистики, причиной 30% смертей является именно он.

Чтобы уменьшить отток населения из сельской местности в города (60% уезжающих — молодежь) и увеличить количество рабочих мест в районах с критическим состоянием рынка труда, правительство намерено поддерживать развитие на селе бизнеса. Будет приветствоваться развитие малого предпринимательства, фермерских и личных подсобных хозяйств, желание заняться сельским туризмом.

Для увеличения внешней миграции процедуру оформления документов для въезжающих на ПМЖ в Беларусь иностранных граждан упростят. К слову, за 1996-2005 гг. миграционный прирост составил 98 тыс. человек, причем 80% из них — в трудоспособном возрасте и моложе. Намечено создавать экономические условия для сокращения эмиграции и сохранения интеллектуального потенциала страны, стимулировать возвратность внешних трудовых потоков.

Нынешняя демографическая ситуация в Беларуси, по оценке экспертов, характеризуется высоким уровнем смертности населения, в первую очередь, среди трудоспособной его части. Особенностью процесса депопуляции населения в нашей стране является одновременное снижение рождаемости и увеличение смертности. Так, в 2005 г. число умерших превысило число родившихся на 51,5 тыс. человек. Коэффициент депопуляции составил 1,57 при предельно допустимом значении 1,0.

При этом отмечается сверхсмертность мужского населения. Смертность сельского населения в 2,2 раза превысила показатели городского. Сокращение численности детей и подростков (с 23% в 1989 г. до 15,2% в 2006 г.) ведет к проблемам формирования трудового и интеллектуального потенциала страны. В итоге — снижение экономической активности населения, общественной производительности труда, увеличение расходов на социальное обеспечение и страхование.

Если не предпринимать специальных мер, по прогнозам экспертов, численность трудоспособного населения к 2010 г. значительно сократится и составит 5,9 млн. человек, а еще через 10 лет — 5,2 млн. Параллельно число пенсионеров вырастет до 2,1 млн. и 2,3 млн. человек соответственно.

Инесса ГЕРМАНЧУК