Подготовлен законопроект о лицензировании: упрощены наказания
На общественное обсуждение вынесен проект закона «О лицензировании». Количество лицензируемых видов деятельности оставляют прежним. Но обещают новые подходы к процессу и перевод его в цифровой формат.
Разработало проект Минэкономики. Подготовка документов велась около трех лет – они планировались еще в пакете мер вокруг Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Изначально речь шла об очередном Указе, сокращающем количество лицензируемых видов деятельности. Позже разработчики пришли к выводу, что также нужен и отдельный Закон.
Закон на основе Указа?
Сейчас лицензирование как одна из форм госрегулирования предпринимательской деятельности регламентируется ГК и Указом от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 31.12.2019).
Как подготовку к принятию нового Закона можно рассматривать Указ от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования», который прямо и предписывает его разработать. Документ запретил приостановление и прекращение действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки.
Было отменено лицензирование медицинской диагностики, профилактики заболеваний и лечения животных, охраны юридическим лицом своих работников и имущества, патологоанатомической диагностики, торговли средствами противопожарной защиты, оптовой и розничной торговли мазутом и нефтебитумом, хранения и приема в залог драгоценных металлов и камней, трансляции теле- и аудиопрограмм.
Наиболее обсуждаемое нововведение – упрощение требований к стажу медработников, исключение требования о наличии в штате негосударственных медцентров врачей только первой и высшей квалификационной категорий.
В итоге лицензируемыми остаются 35 видов деятельности. Поскольку они будут прописаны в Законе, изменить этот перечень можно будет только новым законом.
Среди лицензируемых видов деятельности:
– адвокатура и риэлтерская деятельность;
– банковская деятельность;
– автомобильный транспорт;
– игорный бизнес;
– полиграфия и деятельность в области вещания;
– железнодорожный транспорт;
– криптография (порядок лицензирования определяется Президентом);
– деятельность в связи с продукцией военного назначения;
– пожарная и промышленная безопасность;
– деятельность в области связи;
– деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду;
– медицина и фармацевтика, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
– ветеринария;
– деятельность в области атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
– биржевая деятельность по ценным бумагам;
– разработка бланков и документов, специальных материалов;
– деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
– оздоровление детей за рубежом;
– оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;
– деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов;
– страхование;
– трудоустройство за границей, организация знакомств;
– выпуск алкоголя и табака, оптовая и розничная торговля ими (в т.ч. непищевой продукцией);
– образование;
– охранная деятельность;
– проведение судебных экспертиз.
С учетом психологии
К проекту разработчики приводят аргументы в защиту сохранения лицензирования той или иной деятельности. Так, например, игорный бизнес признан имеющим определенную социальную и психологическую опасность, полиграфия и вещание – «в первую очередь носит политический характер и напрямую связано с информационной безопасностью государства». Лицензирование биржевой деятельности объясняется обеспечением финансовой стабильности его субъектов работы с драгметаллами – защитой от контрабанды и контрафакта.
Лицензирование нефтетрейдинга сохраняют для обеспечения безопасности инфраструктуры и качества продукции. По мнению концерна «Белнефтехим», этого нельзя достичь другим образом.
Требования – отдельно
Законопроект содержит закрытый перечень критериев отнесения видов деятельности к лицензируемым и принципов лицензирования, описывает полномочия госорганов, порядок предоставления лицензий, приостановления и прекращения их деятельности.
Описывается также ответственность госорганов и субъектов хозяйствования. К незначительным отнесут действия, не причинившие вреда государственным и общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде. Формальным проступком признают нарушение порядка предоставления отчетности или документов.
По видам деятельности отдельно описаны ограничения, долицензионные и лицензионные требования, прохождение квалификации, грубые нарушения и порядок прекращения действия лицензии, а также лицензирующий орган.
Одним из основных нововведений является создание Единого цифрового реестра лицензий, который позволит получать полную и актуальную информацию о выданных разрешениях. Пока лицензирующие органы ведут свои реестры обособленно.
Сведения в него будут вноситься в течение трех рабочих дней. Информация в реестре будет открыта для всех интернет-пользователей.
Принятие Закона позволит снизить административную нагрузку на бизнес, минимизировать вмешательство госорганове. Нобходимость получения лицензии сохранится только для деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
Замечания и предложения по проекту можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси до 4 мая включительно.