Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подготовлен законопроект о лицензировании: упрощены наказания

Фото: unsplash

На общественное обсуждение вынесен проект закона «О лицензировании». Количество лицензируемых видов деятельности оставляют прежним. Но обещают новые подходы к процессу и перевод его в цифровой формат.

Разработало проект Минэкономики. Подготовка документов велась около трех лет – они планировались еще в пакете мер вокруг Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Изначально речь шла об очередном Указе, сокращающем количество лицензируемых видов деятельности. Позже разработчики пришли к выводу, что также нужен и отдельный Закон.

 

Закон на основе Указа?

Сейчас лицензирование как одна из форм госрегулирования предпринимательской деятельности регламентируется ГК и Указом от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 31.12.2019).

Как подготовку к принятию нового Закона можно рассматривать Указ от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования», который прямо и предписывает его разработать. Документ запретил приостановление и прекращение действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки.

Было отменено лицензирование медицинской диагностики, профилактики заболеваний и лечения животных, охраны юридическим лицом своих работников и имущества, патологоанатомической диагностики, торговли средствами противопожарной защиты, оптовой и розничной торговли мазутом и нефтебитумом, хранения и приема в залог драгоценных металлов и камней, трансляции теле- и аудиопрограмм.

Наиболее обсуждаемое нововведение – упрощение требований к стажу медработников, исключение требования о наличии в штате негосударственных медцентров врачей только первой и высшей квалификационной категорий.

В итоге лицензируемыми остаются 35 видов деятельности. Поскольку они будут прописаны в Законе, изменить этот перечень можно будет только новым законом.

 

Среди лицензируемых видов деятельности:

– адвокатура и риэлтерская деятельность;

– банковская деятельность;

– автомобильный транспорт;

– игорный бизнес;

– полиграфия и деятельность в области вещания;

– железнодорожный транспорт;

– криптография (порядок лицензирования определяется Президентом);

– деятельность в связи с продукцией военного назначения;

– пожарная и промышленная безопасность;

– деятельность в области связи;

– деятельность, связанная с воз­действием на окружающую среду;

– медицина и фармацевтика, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

– ветеринария;

– деятельность в области атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

– биржевая деятельность по ценным бумагам;

– разработка бланков и документов, специальных материалов;

– деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

– оздоровление детей за рубежом;

– оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

– деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов;

– страхование;

– трудоустройство за границей, организация знакомств;

– выпуск алкоголя и табака, оптовая и розничная торговля ими (в т.ч. непищевой продукцией);

– образование;

– охранная деятельность;

– проведение судебных экспертиз.

 

С учетом психологии

К проекту разработчики приводят аргументы в защиту сохранения лицензирования той или иной деятельности. Так, например, игорный бизнес признан имеющим определенную социальную и психологическую опасность, полиграфия и вещание«в первую очередь носит политический характер и напрямую связано с информационной безопасностью государства». Лицензирование бир­жевой деятельности объясняется обеспечением финансовой стабильности его субъектов работы с драгметаллами – защитой от контрабанды и контрафакта.

Лицензирование нефтетрейдинга сохраняют для обеспечения безопасности инфраструктуры и качества продукции. По мнению концерна «Белнефтехим», этого нельзя достичь другим образом.

 

Требования – отдельно

Законопроект содержит закрытый перечень критериев отнесения видов деятельности к лицензируемым и принципов лицензирования, описывает полномочия госорганов, порядок предоставления лицензий, приостановления и прекращения их деятельности.

Описывается также ответственность госорганов и субъектов хозяйствования. К незначительным отнесут действия, не причинившие вреда государственным и общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде. Формальным проступком признают нарушение порядка предоставления отчетности или документов.

По видам деятельности отдельно описаны ограничения, долицензионные и лицензионные требования, прохождение квалификации, грубые нарушения и порядок прекращения действия лицензии, а также лицензирующий орган.

Одним из основных нововведений является создание Единого цифрового реестра лицензий, который позволит получать полную и актуальную информацию о выданных разрешениях. Пока лицензирующие органы ведут свои реестры обособленно.

Сведения в него будут вноситься в течение трех рабочих дней. Информация в реестре будет открыта для всех интернет-пользователей.

Принятие Закона позволит снизить административную нагрузку на бизнес, минимизировать вмешательство госорганове. Нобходимость получения лицензии сохранится только для деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Замечания и предложения по проекту можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси до 4 мая включительно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений