$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Подъем на падающем рынке

19.04.2016

Международный автомобильный холдинг «Атлант-М»  продает активы в России, чтобы развивать белорусский рынок, считая его теперь основным. В то же время отечественным потребителям будут предлагаться машины, собранные в РФ, по российским ценам. Об этом в интервью «ЭГ» рассказал генеральный директор «Атлант-М» Сергей САВИЦКИЙ.

– Сергей Николаевич, вы были готовы к спаду на автомобильном рынке?

– Нет, конечно, кризис всегда приходит неожиданно. Все началось не в прошлом году, а еще раньше: с девальвации российского рубля в октябре–ноябре 2014 г. Естественно, мы не были готовы к такому повороту событий. Пришлось ориентироваться и перестраиваться по ходу.

Вас беспокоит сокращение доли холдинга на белорусском рынке?

– Нет. Долю можно считать по-разному. Если исходить из данных о регистрациях машин, то мы, действительно, очень сильно потеряли. Но 2015 г. был специфическим: очень много «серого» импорта, который покупался не здесь. Если брать только продажи официальных дилеров, то потери были невелики. Объем операций сократился пропорционально спросу. При этом, разумеется, пришлось привести расходы в соответствие с доходами. Это позволило сохранить устойчивость и ликвидность, обслуживать клиентов не напрягаясь.

Можно ли надеяться на возвращение утраченных позиций?

– Конечно, по мере роста покупательской способности, роста экономики. Мы верим в то, что за каждым кризисом наступает восстановление и рост будет, пускай небольшой. В этом году наша цель – увеличить свою долю до уровня, превышающего показатели 2013 г. Я объясню, почему: мы получили доступ к производимым в РФ автомобилям Mazda с формированием цен в российских рублях, ко всей линейке Ford. Сейчас ведем переговоры по машинам Kia и также рассчитываем получить доступ к ним по российским ценам – это все возможности, которых рань­ше мы не имели.

Специалисты считают, что в этом году белорусский авторынок ждет ухудшение структуры по ценам и модельному ряду. Насколько это серьезно и надолго ли?

– Ухудшение – это оценочная категория. Я бы сказал, что структура рынка действительно меняется, но при этом создается парадоксальная ситуация: если у соседей спад продолжится, то у нас падение уже закончилось. В первую очередь это связано с переориентировкой покупателей автомобилей с пробегом. С одной стороны, для них действуют серьезные законодательные ограничения на импорт. С другой – цена, получаемая при пересчете рос­сийских цен в доллары, очень привлекательна. Поэтому появился новый сегмент покупателей: граждане, выбирающие новые автомобили стоимостью до 10 тыс. USD. Сейчас они формируют 70–80% рынка, и данный сегмент растет, пока все остальные падают. Это удивительно, и надо воспользоваться таким шансом. Кстати, ситуацией уже активно пользуются Renault, VW, Skoda. Надеюсь, присоединятся Kia и Ford. Mazda, к сожалению, продукт подороже, но его доля будет ниже.

– Заставляют ли обстоятельства корректировать биз­нес-модель холдинга? Какие изменения происходят в управлении, в отношениях с персоналом, структуре доходов и расходов?

– Внешняя среда всегда оказывает давление на компанию, и приходится реагировать на изменения. По мере сокращения доходов мы вынуждены сокращать расходы. Поэтому закрываются нерентабельные направления, сокращается персонал, где-то изменяется структура и ограничиваются отдельные статьи затрат и в целом себестоимость. Мы это начали делать в 2014 г., продолжили в 2015-м. Сегодня я не вижу, где еще можно ужаться. Рассчитываем такими «поджарыми» пока оставаться.

Как сообщалось, холдинг продает ряд активов в России: автоцентры, земельные уча­стки. С чем это связано, и на какие цели планируется направить вырученные деньги?

– В нынешней экономической ситуации приходится пересматривать отношение к разным активам, их рентабельности. То, что не дает положительный денежный поток, мы выставили на продажу. С другой стороны, это – стратегическое решение. Очевидно, что в ближайшей перспективе нет большого потенциала для роста на российском рынке. Наша доля там слишком мала, чтобы конкурировать с «монстрами», которые там представлены. Поэтому была выставлена на продажу часть активов, в частности, автоцентры, бывшие официальными дилерами марки GM. Можно было бы найти ей замену и начать все заново, но в этом нет смысла. Ставится задача переориентироваться на основной для нас рынок – белорусский, где есть хороший потенциал и наработки по открытию новых автоцентров. Сейчас ведется их проектирование.

– А что можно сделать на падающем рынке для его развития?

– То, что делаем мы, ориентируясь на клиентов, предпочитающих автомобили до 10 тыс. USD. Фольксваген этим уже пользуется, хотя наши коллеги в Вольфсбурге до сих пор сомневаются в том, что мы можем обеспечить реализацию 300–400 машин в месяц (из них 80% – Polo Sedan). На стагнирующем рынке продавать продукт, который востребован, – это такое своеобразное айкидо. Но факт остается фактом: кто раньше ездил на автомобиле с пробегом стоимостью до 10 тыс. USD, сейчас покупает новые машины.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА