Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2620) от 24.03.2023 Смотреть архивы

USD:
2.7632
EUR:
2.9588
RUB:
3.8012
Золото:
165.6
Серебро:
1.96
Платина:
84.84
Палладий:
142.94
Назад
Факты, комментарии
24.07.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поддерживать и управлять

Торговля — одна из отраслей, которая по итогам I полугодия демонстрирует положительную динамику. Конечно, влияние мирового финансового кризиса сказалось на снижении темпов роста товарооборота, подчеркнул на состоявшейся...

Торговля — одна из отраслей, которая по итогам I полугодия демонстрирует положительную динамику. Конечно, влияние мирового финансового кризиса сказалось на снижении темпов роста товарооборота, подчеркнул на состоявшейся 21 июля пресс-конференции первый замминистра торговли Михаил СВЕНТИЦКИЙ.

В январе-июне объем розничного товарооборота составил 102,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при годовом прогнозе 116-117%. Так что достичь заданного значения этого параметра социально-экономического развития за оставшиеся 6 месяцев будет непросто.

Решить эту задачу призваны меры стимулирования спроса. Так, Минторг подготовил проект постановления Совета Министров, который содержит перечень товаров для льготного потребительского кредитования в рамках Указа от 6.07.2009 № 371*, сообщил М.Свентицкий. Принятие документа позволит потребителям сделать покупки мебели и бытовой техники, а субъектам хозяйствования разгрузить склады и, может быть, еще больше усилить свои позиции на внутреннем рынке. Ведь доля импорта по ряду позиций в общем объеме продаж отечественной торговли значительно сократилась. Впрочем, это не помешало дальнейшему росту отрицательного сальдо внешней торговли. Причину этого замминистра видит, в частности, в импорте автомобилей и лекарств. Закупаются за рубежом не производимые в стране кондиционеры, газонокосилки, бензопилы, автомагнитолы, цифровые радиоприемники, мобильные телефоны, инструменты, канцелярские и спортивные товары, кроссовки для детей. Но на отечественных прилавках наших продуктов по-прежнему больше — 78,6%, в т.ч. продовольственных — 86,3%, непродовольственных — 67,2%.

Этот процесс пойдет еще быстрее после утверждения правительством перечня товаров для льготного кредитования. По словам Михаила Свентицкого, к категории граждан, имеющих право воспользоваться такими кредитами, можно отнести 75-80% населения страны. «Поскольку на компенсацию процентов по льготному кредиту будут затрачены бюджетные средства, в список войдет только продукция отечественных предприятий», — подчеркнул первый замминистра.

Но продажи некоторых других товаров министерство намерено ограничить. Прежде всего речь идет о слабоалкогольных напитках (тоники), которые в силу малого наличия алкоголя (до 7%) выпадают из поля законодательного регулирования алкогольной продукции. Данный вид товара не должен ни производиться, ни закупаться, считает М.Свентицкий. В министерстве не отрицают, что продажи алкогольной продукции занимают значительную долю в объемах реализации — 12-13%. На среднестатистического белоруса приходится 12,4 л алкоголя в год.

Минторг также озабочен и сохранением управляемости потребительским рынком. М.Свентицкий честно признался, что ведомство идею отмены лицензирования розничной торговли восприняло «без большого удовольствия». Однако он уверен, что и после отмены лицензий министерство сохранит свои рычаги управления. Но регулирование при переходе от разрешительного принципа ведения торговой деятельности к заявительному будет носить более мягкий характер.

Пока же в поле зрения Минторга находятся даже такие мелочи, как упаковка. Начальник управления организации торговли и услуг министерства Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ напомнила, что продажи магазинами упаковочных материалов запрещены правилами торговли. Более того, при ее продаже не может применяться торговая надбавка. Л.Петраковская уточнила, что бесплатно могут не предоставляться пакеты для переноски товаров. Она также добавила, что в последнее время многие магазины используют бесплатную рулонную упаковку для мелкофасованного товара. Использовать же упаковочные материалы и продавать их как товар разрешено только при желании покупателя. Если он не хочет приобретать упаковку, то магазин обязан предоставить ее бесплатно. Однако, по словам Л.Петраковской, многие магазины нарушают это правило, а из-за моратория на проверки Минторг не может привлечь их к ответственности. Но выход есть: покупатели могут оставить свои претензии в книге замечаний и предложений. А обращения граждан — законный повод для проверки.

Заметим, что за рубежом упаковка, в т.ч. для переноски товаров, обычно предоставляется покупателям за счет магазина. Но у нас включать ее стоимость в издержки сложно и невыгодно, а в цену сверх торговой надбавки в большинстве случаев не позволяет п.35 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183. Такой вот сервис по-белорусски.
 
* Текст Указа см. в «ЭГ» № 53 за 17.07.2009.
 
Тамара МАРКИНА

Доля торговли в ВВП Беларуси составляет 10,5%. В отрасли работают 550 тыс. чел. (14,5% от занятого населения). В РБ более 32 тыс. магазинов (торговой площадью 3 млн. м2), 320 торговых центров (366 тыс. м2), 400 рынков (на 100 тыс. торговых мест), 11,5 тыс. объектов общепита (на 722,2 тыс. мест), в т.ч. 2 тыс. — быстрого обслуживания, 373 объекта придорожного сервиса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by