$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Поддерживать, а не раздавать

11.12.2007

Удорожание импортируемых энергоносителей принципиально меняет условия работы отечественных предприятий. В 2007 г. в целом по стране не удалось улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования, констатировали в НАН Беларуси на организованном в конце прошлой недели научно-практическом семинаре.

«Условия работы для субъектов хозяйствования будут усложняться», — отметил, открывая семинар по вопросам безопасности хозяйственной деятельности, председатель президиума НАН Михаил Мясникович. Это в первую очередь связано с удорожанием энергоресурсов, поставляемых Россией, а также ужесточением конкурентной борьбы на рынках СНГ. К 2011 г. Россия намерена довести уровень цен на газ для Беларуси до уровня мировых, т. е. повысить их как минимум в 3 раза. В то же время, по оценке специалистов, в среднесрочной перспективе ОПЕК сможет удержать цены на нефть в диапазоне 50-70 USD за баррель. Связанные с ним цены на газ также будут стабилизированы. Это значит, что наши экономические конкуренты на внешних рынках к тому времени уже «отойдут» от ценового шока на энергоносители и укрепят свои позиции. Одновременно белорусские предприятия столкнутся с нарастающими сложностями, вызванными увеличением энергозатрат в себестоимости продукции.

Расчеты показывают, что при росте цен на газ в 3,4 раза к уровню 2006 г. произойдет увеличение затрат в среднем по промышленности на 14%, с учетом «прокручивания» продукции в промежуточных отраслях — до 28%. Таким образом, жизненно необходимо сократить отставание энергоемкости ВВП Беларуси от уровня развитых стран. Но даже при выполнении программы энергосбережения и доведении этого показателя к 2010 г. до 31% от уровня развитых стран, разница в энергоемкости уже не будет покрываться разницей в ценах на газ. Как отметил М.Мясниковч, по народному хозяйству в структуре издержек энергетика занимает 10-11%, следовательно, придется использовать резерв остальных 90%, а это издержки, связанные с численностью работающих, используемыми технологиями, материалоемкостью и т. д.

Как было замечено на семинаре, конъюнктура цен на внешних рынках в целом складывается неблагоприятно для Беларуси. Не спасают и наши успехи с экспортом продовольственных товаров. Еще недавно рост цен на белорусский экспорт перекрывал удорожание импорта (в 2005 г. в 4 раза). В 2007 г. ситуация кардинально изменилась: за 8 месяцев цены импорта выросли на 16,9%, а экспорта только на 12,2%. На этом фоне в январе-сентябре 2007 г. отрицательное сальдо внешней торговли превысило 1,5 млрд. USD. И это не краткосрочные обстоятельства, а новые условия работы, отметил в своем докладе заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Сергей Дедков.

Закрывать или поддерживать?

На фоне растущих цен на энергоносители обострилась актуальная для белорусской экономики проблема убыточных предприятий. В качестве аргумента участники семинара привели информацию Минфина. В 2006 г. в результате предоставления налоговых кредитов, освобождения отдельных организаций от уплаты платежей в бюджет, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и образовавшихся задолженностей из бюджета отвлечено более 5,2 трлн. Br. Суммарные расходы республиканского бюджета на финансирование отраслей экономики составили 6,2 трлн. Br, или 22% его расходной части. Несмотря на столь масштабную господдержку, с убытком сработали 369 промышленных предприятия. Общая сумма убытка составила 302,1 млрд. Br. В 2007 г. различными статистическими комбинациями долю убыточных предприятий сократили, на деле же общий убыток только вырос (за 9 месяцев 2007 г. — 519 млрд. Br).

Как следует из докладов ученых, в новых условиях государство за счет конкурентоспособных налогоплательщиков, граждан оказывает помощь особо инфантильным предприятиям. Многие их руководители все еще не привыкли думать о главном — модернизации, выпуске совершенно новых видов продукции, на которую можно формировать цены независимо от новых правил игры. Как когда-то «квартирный вопрос» испортил москвичей, так сегодня госпреференции сильно портят наших управленцев, которые в погоне за государственными льготами забывают о рыночном содержании собственного производства.

Сохраняя нынешний экономический курс, правительство попало в ловушку. «Прекратить поддержку в принципе невозможно, экономика просто остановится», — заключил заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Георгий Гриц. На фоне требований главы государства прекратить финансирование убыточных производств только за 9 месяцев 2007 г. госпреференции в размере 1,3 трлн. Br получили 3233 предприятия, почти на 200 больше, чем в 2006 г. «Поддержка могла бы быть рыночной, если бы выделялась на возвратной основе. Но во многих случаях деньги просто раздаются», — отметил Г.Гриц.

Государство продолжает держать заводы, которые по логике рынка давно пора закрыть. Классический пример — легкая промышленность. Проблемы в ее развитии связаны с объективными мировыми процессами. Лидерство в этой области давно определилось за Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии. Из-за невозможности конкурировать с «азиатами» в Европе свое существование прекратили тысячи предприятий. В нашей стране легпром продолжает получать многомиллиардные дотации. Некоторые объясняют это социально ориентированной политикой: 70% работающих в легкой промышленности — женщины, из них 6% — матери-одиночки.

Работников много, работающих мало…

Как было отмечено учеными, новые условия хозяйствования подталкивают серьезно пересмотреть использование трудовых ресурсов в стране. В октябре официальный уровень безработицы в Беларуси составил 1%. Это лучший показатель в Европе. Однако, за радужной статистикой скрывается ряд проблем. По информации выступающих, цифры статистики лишь на четверть отражают реальную (нерегистрируемую) безработицу. Кроме того, 51,2% всех работающих (без учета АО) приходится на госпредприятия. Наибольшая доля трудовых ресурсов сосредоточена в наименее эффективном, с точки зрения рынка, государственном сегменте. Избыточная занятость в госсекторе развивает скрытый рынок труда, состоящий из формально занятых, но фактически лишних на производстве работников. Еще одна тревожная тенденция — сокращается общая численность занятых в экономике (с 2000 г. на 26 тыс. человек, за 9 месяцев 2007 г. — почти на 4 тыс.). Отмечено также недоиспользование рабочего времени. Каждый белорус в год отрабатывает в среднем на 195 часов меньше, чем американец. А это трудовой месяц!

Рекомендации ученых…

— Провести ревизию производств. Рассмотреть возможность перепрофилирования или закрытия предприятий с удельным энергопотреблением и материалоемкостью выше среднего по стране.

— Создать механизмы финансирования инновационной деятельности и страхования инновационных рисков. Таким институтом должен стать специальный Инновационно-инвестиционный банк с капиталом, сформированным государством.

— Предусмотреть систему стимулов для банков, кредитующих малые предприятия под инновационную деятельность.

— Вернуться к вопросу создания Экспортно-импортного банка, поддерживающего предприятия-экспортеров.

— Провести санацию экономики, прежде всего государственного сектора, снизив долю убыточных производств.

— Отказаться от искусственной занятости, наладить эффективный механизм подготовки и переподготовки кадров в соответствии с меняющимися запросами рынка. Привлекать к руководству экспортоориентированных предприятий иностранных специалистов.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях