Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
12.08.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Подарок" госслужащему к 65-летию

27 июля 2003г. вступил в силу Закон "О государственной службе в Республике Беларусь"...
27 июля 2003г. вступил в силу Закон "О государственной службе в Республике Беларусь" (далее -- Закон).

В нем содержится ряд новелл по сравнению с ранее действовавшим Законом "Об основах службы в государственном аппарате". Одним из принципиальных нововведений является то, что в ст.41 Закона определен предельный возраст пребывания на государственной службе, составляющий 65 лет. Следует обратить внимание на то, что согласно Закону для отдельных категорий госслужащих в случаях, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами, предельный возраст либо вообще может не устанавливаться, либо может быть предусмотрен иным, видимо, как более, так и менее 65 лет.

К сожалению, как это довольно часто бывает, принятый Закон не дает ответа на достаточно очевидные вопросы, которые следовало предвидеть разработчикам проекта с тем, чтобы на практике было обеспечено его четкое и однозначное применение. Свидетельством тому является разнобой во взглядах на порядок и условия реализации предписания Закона о предельном возрасте пребывания на государственной службе.

Если ранее прекращение трудовых отношений с госслужащим при достижении им пенсионного возраста являлось правом, а не обязанностью нанимателя, то сейчас увольнение в связи с достижением 65-летнего возраста является для нанимателя обязательным. Тот факт, что речь идет о возрасте, большем общего пенсионного, позволяет сделать вывод о том, что здесь не нарушается принцип недопустимости придания нормативному акту обратной силы, поскольку этот Закон применяется не к прошлым отношениям, а работает на будущее. Более того, государственный служащий, заключивший контракт, и раньше находился под угрозой увольнения в связи с достижением пенсионного возраста даже в период действия контракта. Поэтому в данном случае возникли новые обязанности лишь у нанимателя.

Для того чтобы правовое регулирование общественных отношений было более стабильным, а действующее законодательство -- более ясным и понятным, необходимо стремиться к тому, чтобы законодательные акты в минимальной мере воздействовали на заключенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством договоры (контракты). Однако в условиях становления правовой системы, обновления законодательства это пока трудно исполнить.

Установление предельного возраста для пребывания на государственной службе -- обычная для многих стран практика. Она устоится и у нас, хотя ее применение и вызывает на первых порах определенные трудности. Эта новая норма затронула интересы как государственных служащих, достигших соответствующего возраста, так и министерств и ведомств, которым на стадии подготовки проекта следовало более настойчиво предлагать другие варианты решения кадровой проблемы.

Закон введен в действие по истечении месяца после его официального опубликования. Возможно, лучшим вариантом было бы установление более длительного переходного периода. Однако Закон принят и его необходимо исполнять.

Что касается тех лиц, которые еще до вступления Закона в силу достигли 65-летнего возраста, то в заключительных положениях Закона следовало специально оговорить сроки их увольнения. Даже специалистами в области трудового законодательства высказываются самые разные точки зрения. В частности, некоторые из них полагают, что решение об увольнении госслужащих, уже достигших 65-летнего возраста, должно быть принято в течение месяца со дня вступления Закона в силу. С такой позицией, на наш взгляд, нельзя согласиться. В связи со вступлением Закона в силу указанная норма должна быть безотлагательно исполнена. Возможно, что здесь применима аналогия закона и увольнение следует произвести сразу же по истечении месяца, в течение которого Закон вступил в действие. Желательно, чтобы официальные разъяснения на этот счет дало Министерство труда и социальной защиты.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. В части третьей ст.41 Закона указано, что госслужащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста. При такой норме наниматель, какие бы ни были у него отношения с работником, уже не сможет преподнести ему "подарок" в день рождения, уволив такое лицо в связи с достижением предельного возраста для пребывания на государственной службе. Следует определить, что значит "по истечении месяца". Можно предположить, что это последний день месяца. Однако с учетом всех обстоятельств полагаем, что в данном случае увольнение целесообразнее производить в первый рабочий день месяца, следующего за месяцем, в котором работнику исполнилось 65 лет. Так следовало бы записать в Законе. Почему? Как известно, днем увольнения является последний день работы. Если это рабочий день, то последним днем будет, например, 28 или 29 февраля (в зависимости от года), 30 июня или 31 июля. А сейчас представим себе, что именно в этот день родился работник, который достиг 65-летнего возраста. Поэтому мы полагаем, что следует сформировать практику увольнения таких лиц в первый рабочий день месяца, следующего за месяцем, в котором работник достигает указанного в Законе возраста. Как эта практика сложится, покажет время.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений