Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подарки когда-нибудь заканчиваются

На первый взгляд Указ Президента от 2003-05-16г. N 194 о направлении кредитов Нацбанка (12 млрд.руб.) АСБ "Беларусбанк" касается чисто банковских дел и с надеждами граждан на получение льготных кредитов для строительства или реконструкции жилья никак не связан. Это не совсем так...
На первый взгляд Указ Президента от 2003-05-16г. N 194 о направлении кредитов Нацбанка (12 млрд.руб.) АСБ "Беларусбанк" касается чисто банковских дел и с надеждами граждан на получение льготных кредитов для строительства или реконструкции жилья никак не связан. Это не совсем так. В названном документе заложен один из элементов отрабатываемой в нынешнем году новой схемы финансирования жилищного строительства в условиях намечаемого на последующие годы прекращения выделения Национальным банком эмиссионных средств на льготное кредитование граждан.

О том, что эти кредиты -- не что иное, как подарок государства части населения, сказано уже немало. Как и о том, что для дарителя такие подарки все больше не по карману. Поэтому правительство постановлением от 2003-01-18г. N 56 предложило АСБ "Беларусбанк" предоставить за счет собственных ресурсов льготные кредиты гражданам для строительства (реконструкции) жилых помещений в сумме не менее 100 млрд.руб., в т.ч. для Брестской области 15,19 млрд.руб, Витебской -- 11,4, Гомельской -- 13,4, Гродненской -- 12,2, Минской -- 25, Могилевской -- 11,8 и для г.Минска -- 10,3 млрд.руб. (в разрезе областей г.Минска объемы кредитования могут корректироваться).

Деньги нашлись, но возник вопрос: кто компенсирует банку связанные с этим затраты? Если население (с применением "нормальных" процентных ставок за пользование кредитом), то льготный кредит перестает быть льготным. А если государство, то чем это лучше кредитов эмиссионных? Но ведь и банк не может работать себе в убыток. Так руководство республики пришло к решению компенсировать вышеназванные затраты из тех денег, которые ежегодно "откладываются" государством на компенсацию населению ущерба от обесценения сбережений, помещенных во вклады в Сберегательном банке, и облигаций целевого беспроцентного займа 1990г. на приобретение товаров длительного пользования, но до конца не выбираются населением.

Иными словами, льготные кредиты потенциальным новоселам, состоящим на квартирном учете, выдаются в этом году из двух источников -- эмиссионного и неэмиссионного, но по единым правилам -- на условиях, определенных Указом Президента от 2000-04-14г. N 185 (с соблюдением очередности граждан по времени постановки их на квартирный учет).

Попутно напомню, что льготный кредит может быть предоставлен не каждому стоящему на квартирном учете, а лишь тем гражданам, у которых совокупный доход не превышает двукратного размера минимального потребительского бюджета (постановлением Минтруда от 2003-04-18г. N 43 один МПБ утвержден в размере 157430 руб.), а общая стоимость заявленного имущества не превышает двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.

Дополнительно выделяемые АСБ "Беларусбанк" льготные кредитные ресурсы наряду с бюджетными кредитными средствами и средствами жилищно-инвестиционных фондов составят (без учета займов предприятий) 35,6% в общем расчетном объеме финансирования годовой программы жилищного строительства. Это позволит обеспечить практически непрерывное финансирование строек и в то же время обеспечит привлечение на финансирование жилищного строительства дополнительных собственных средств граждан. Ожидается, что в целом за счет средств населения будет профинансировано 48,5% годовой программы возведения жилья. Кроме того, в объеме льготных кредитных ресурсов, направляемых на эти цели, предусмотрены финансовые средства, поступающие на счета филиалов Беларусбанка и Белагропромбанка в результате погашения кредитов, выданных до 1 января 2002г. за счет средств, предоставленных Минфином для льготного кредитования жилищного строительства (п.6 Указа Президента от 2002-01-31г. N 65).

Порядок использования 12 млрд.руб., о которых шла речь в самом начале, определен постановлениями Совмина от 2003-05-22г. N 669 (п.1) и от 2003-01-18г. N 56 (п.5). При этом затраты АСБ "Беларусбанк" определяются за период пользования кредитами до начала срока уплаты гражданами процентов -- в размере ставки рефинансирования НБ, сложившейся в отчетном периоде, увеличенной на 1/6, а за период пользования кредитами после наступления срока уплаты гражданами процентов -- как разница между ставкой рефинансирования НБ, сложившейся в отчетном периоде, увеличенной на 1/6, и ставкой процентов по льготным кредитам, предоставляемым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья.

Скорее всего, в будущем году рассмотренный нами вариант ухода от эмиссионного льготного кредитования граждан еще сохранится. Но есть и другие. Например, на рассмотрение правительства представлена концепция (и разрабатываются соответствующие правовые акты) развития ипотечного кредитования жилищного строительства. Правда, для его внедрения еще надо обуздать инфляцию до не более чем 10% в год. Есть также предложения по жилищным займам и ряд других.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений