Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
24.09.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Под знаком равенства

Цены на российский газ для Украины и Беларуси могут сравняться. Как сообщают информационные агентства со ссылкой на источники в Газпроме, для наших южных соседей цена на «голубое топливо» в новом году останется на уровне IV квартала 2010 г. и состави...

Цены на российский газ для Украины и Беларуси могут сравняться. Как сообщают информационные агентства со ссылкой на источники в Газпроме, для наших южных соседей цена на «голубое топливо» в новом году останется на уровне IV квартала 2010 г. и составит в среднем чуть выше 250 USD за 1 тыс. м3, а для Беларуси, скорее всего, поднимется до этой же суммы, т.е. на треть по сравнению с текущим годом. Правда, российский посол А.СУРИКОВ заверил, что цена на газ для нашей страны вырастет лишь на 10%. Но окончательное решение принимать Газпрому.

Таким образом, исчезнет одно из важнейших конкурентных преимуществ, которым до сих пор обладала наша страна, получая газ по ценам на 40% ниже мировых. Впрочем, следы этого преимущества все менее заметны уже сегодня. По итогам 7 месяцев 2010 г. рентабельность предприятий белорусской электроэнергетики составила 0,8%, рентабельность продаж — 0,7%, тогда как год назад — 7,3% и 5,9% соответственно. По итогам января–июля 2010 г. 5 предприятий отрасли, или 62,5% от их общего числа были убыточны, а их чистый убыток достиг 71,3 млрд. Br, тогда как в такой же период 2009 г. в электроэнергетике убыточных предприятий не было. Между тем цены производителей в электроэнергетике за 8 месяцев 2010 г. выросли на 19,3% (с учетом августовского повышения на электроэнергию на 6,5% и на тепловую — на 5,4%), а в нефтехимии — на 20,8%. Разумеется, это отразится на прибыльности всех остальных отраслей экономики.

Если на 2011 г. Беларусь не добьется скидки на газ и поступления беспошлинной нефти, финансовое состояние электроэнергетики, нефтехимии и остальных отраслей экономики еще более ухудшится. Неизбежно существенное повышение цен на электроэнергию в начале 2011 г., а планы роста ВВП и зарплаты, снижения инфляции и стабильности национальной валюты останутся на бумаге. Под угрозой также конкурентоспособность отечественных товаров, цена которых во многом зависит от низких цен на энергию и сравнительно невысоких зарплат. Планы снабжения из альтернативных источников пока себя не оправдывают: согласно данным Белстата, импорт нефти в январе–июле нынешнего года сократился на 38,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., причем уменьшение поставок из России более чем на 5 млн. т явно не компенсируется получением 281 тыс. т венесуэльской нефти. В результате экспорт нефтепродуктов из Беларуси в натуральном выражении сократился на 41% по сравнению с январем–июлем прошлого года. Найти замену российскому газу будет еще сложнее.

Тем временем депутаты Европарламента на пленарной сессии в Страсбурге 21 сентября одобрили большинством голосов «Закон о безопасности поставок газа», целью которого является создание условий, необходимых для автономного существования Евросоюза в случае срыва поставок газа. Безопасность обеспечат дополнительные подземные хранилища газа (ПХГ) и объемы поставок, увеличение пропускной способности газопроводов, открытие контрактов на поставки (с указанием сроков и объемов) для Еврокомиссии, а также за счет объединения «газовых островов» — стран, которые фактически изолированы от других членов ЕС и обеспечиваются только российским газом.

В законе перечислены газовые зоны, которые должны укрепить «взаимосвязь и взаимопроникновение» за счет создания инфраструктуры, позволяющей поставлять газ в обоих направлениях. На ее создание Еврокомиссия уже выделила 1,4 млрд. EUR. Польшу, например, предполагается соединить со странами Балтии, Ирландию — с Великобританией, Данию — со Швецией, Германию — с Чехией и Словакией. Румыния, Франция и Польша вошли одновременно в две зоны, а Германия и Франция — в три. Эти зоны должны обеспечить энергобезопасность стран в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В законе таковыми названы: «критические температуры в течение семи дней»; исключительно высокий спрос на газ минимум 30 дней либо нарушение работы одной из ведущих газовых инфраструктур ЕС при обычных зимних режимах. Все эти риски, говорится в законе, по статистике, случаются не чаще, чем один раз в 20 лет. Впрочем, «газовые войны» России с Украиной и Беларусью в последние несколько лет случались гораздо чаще. Видимо, учитывая возможную эскалацию подобных конфликтов, в законе ЕС регламентированы три этапа реакции на кризис: «ранняя система предупреждения», «тревога» и «чрезвычайная ситуация». В последнем случае закон предусматривает обеспечение всех потребителей ЕС доступом к ПХГ и автономное обеспечение газом на территории ЕС на протяжении 30 дней. Допускаются также совместные действия против стран — не членов ЕС. Какие именно, в законе не уточняется.

Теперь документ должны ратифицировать правительства государств — членов ЕС так, чтобы он успел вступить в силу до конца этого года. У европейцев есть причины торопиться — на белорусском фронте грядут очередные перемены.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений