$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Под знаком неопределенности

22.01.2010

Закон «О республиканском бюджете на 2010 год» несет высокие риски неопределенности его исполнения. Он основан на тактике занижения бюджетных проектировок, считают эксперты, опрошенные «ЭГ».

В частности, документ предусматривает формирование доходной части казны в объеме 35,5 трлн. Br (на 21,6% меньше итога 2009 г.) и финансирование расходов на сумму 38,2 трлн. Br (на 17,3% меньше уровня минувшего года). Дефицит запланирован в 2,7 трлн. Br (против 0,9 трлн. Br в 2009 г.) с дальнейшим наращиванием внешнего госдолга до 9,5 млрд. USD.

Такое уменьшение оценки доходов и расходов госбюджета плохо коррелирует с официальным прогнозом роста экономики в 2010 г. Если ВВП и впрямь должен вырасти на 11–13%, то госбюджет мог бы быть побогаче. Но если же в оценке номинального ВВП, инфляции, курса национальной валюты, стоимости энергоносителей до сих пор существует фактор неопределенности, то прогнозировать доходную часть бюджета довольно сложно. К тому же не ясно, как в реальности отреагирует экономика на повышение ставки НДС и начало работы Таможенного союза, чем завершатся переговоры с Россией об энергоносителях, восстановится ли спрос на белорусские товары на внешних рынках.

Напомним, на 2009 г. изначально было запланировано поступление доходов в объеме 54,899 трлн. Br, в т.ч. налоговых — 34,811 трлн. Br, взносов на государственное социальное страхование — 16,82 трлн. Br, от использования госимущества — 2,743 трлн. Расходы были утверждены в объеме 57,699 трлн. Br. Однако из-за мирового кризиса пришлось скорректировать эти планы. Указом от 28.05.2009 № 264 было утверждено сокращение расходов республиканского бюджета на 5%, до 54,9 трлн. Br. По уточненному плану Минфина, в консолидированный бюджет должно было поступить в 2009 г. 71,5 трлн. Br, но фактически за 11 месяцев исполнение составило 55,9 трлн. Расходы за 11 месяцев составили 56,7 трлн. при годовом плане 73,4 трлн. Br.

Параметры республиканского бюджета были еще раз уточнены Указом от 31.12.2009 № 670: доходная часть уменьшена на 9,6 трлн., до 45,3 трлн. Br, расходная —- на 8,7 трлн. Br, до 46,2 трлн. Дефицит республиканского бюджета утвержден в 0,9 трлн. Br, лимит внешнего госдолга — 8,5 млрд. USD.

Доходы и резервы

Вероятно, реалии прошлого года заставили составителей бюджета быть осторожными. Правда, сокращение ВВП в номинальном выражении вряд ли возможно. Даже если дефлятор снизится и ситуация в экономике продолжит ухудшаться, упадет курс национальной валюты, то вырастут в рублевом выражении пошлины и инфляция, а следовательно, — номинальные доходы бюджета.

По оценкам экспертов, занижение доходов оправданно, если дополнительные поступления могут потребоваться правительству на антикризисные меры, которые трудно предвидеть. Однако бюджет построен так, что такие суммы могут распределяться по иным критериям, нежели это предусмотрено бюджетной классификацией. Традиционная цель бюджетного процесса в том, чтобы бюджет составлялся правительством на основе реального прогноза макроэкономических показателей, а каждый рубль из казны расходовался с согласия законодательной власти. В странах с давними парламентскими традициями не принято оставлять нераспределенные заначки.

В белорусском бюджете финансовый резерв будет сформирован из 7 фондов: национального развития (3,229 трлн. Br), резервного фонда Президента (2,757 трлн. Br), поддержки сельхозпроизводителей (2,645 трлн. Br), охраны природы (96,372 млрд. Br), универсального обслуживания (67 млрд. Br — на цели развития услуг электросвязи общего пользования), организации сбора и использования отходов как вторичного сырья (20 млрд. Br), инновационных (1,734 трлн. Br).

Налоговые поступления спрогнозированы в объеме 32,8 трлн. Br, или около 92,4% доходов республиканского бюджета. Из них налоги на доходы и прибыль должны составить 3,7 трлн. Br, налоги на товары (работы, услуги) — 17,5 трлн., НДС — 12,5 трлн., налоговые доходы от ВЭД — 10,1 трлн., акцизы — 4,5 трлн.; неналоговые доходы — 2,6 трлн. Br. Планируется, что доходы от использования госимущества составят 2,1 трлн. Br, дивиденды по акциям и доходы от участия в капитале — 1,4 трлн. Br.

Согласно закону доход, полученный от размещения в банках-нерезидентах кредитов МВФ и других внешних госзаймов, в полном объеме будет перечислен в доход республиканского бюджета. Обслуживание внешнего долга обойдется в текущем году 2,038 трлн. Br.

Расходы: между экономикой и долгами

Приоритетами в расходах станут затраты на общегосударственную деятельность — 14,78 трлн. (8,6 трлн. Br за январь–ноябрь 2009 г.). В т.ч. на обслуживание госдолга планируется направить 2,038 трлн., на судебную власть, правоохранительную деятельность, безопасность — 2,5 трлн. против 2,023 в 2009 г. (с учетом Указа от 31.12.2009 № 670); на национальную оборону — 1,5 трлн. Br (1,3 трлн. в 2009 г.).

Расходы на национальную экономику сокращены с 13,8 трлн. в 2009 г. (с учетом уточнений Указа № 670) до 12,9 трлн. в нынешнем году. При этом государственные целевые бюджетные фонды должны обеспечить финансирование в объеме 4,753 трлн., в т. ч. фонд поддержки сельхозпроизводителей — 2,6 трлн., а инновационные фонды — 2,095 трлн.Br.

В частности, сельское хозяйство получит от государства 3,463 трлн. Br против 3,6 трлн. в 2009 г. (с учетом Указа № 670), промышленность и строительство — 1,8 трлн. Br (1,3 трлн. в минувшем году). Расходы на топливо и энергетику уменьшены с 6,083 трлн. в 2009 г. до 5,6 трлн. Br. Поддержка ЖКХ обойдется в 20,84 млрд. Br (за 2009 г. — 17,9 млрд.).

Финансирование государственной инвестпрограммы (без учета резервного фонда Президента) потребует 1,529 трлн. Br, в т. ч. из средств фонда национального развития — 261 млрд. Br. Ассигнования на научную, научно-техническую и инновационную деятельность предусмотрены в объеме 530,66 млрд. Br. Расходы на содержание республиканских дорог сокращены с прошлогодних 2 трлн. до 1,108 трлн. Br.

На возмещение юрлицам части процентов за пользование банковскими кредитами запланировано направить 690,7 млрд. Br, а финансовая помощь юрлицам и ИП — 77,681 млрд. Br.

Вырастут расходы на образование — 1,4 трлн. Br (1,2 трлн. Br в 2009 г. с учетом уточнений Указа № 670) и здравоохранение — 1,26 трлн. Br (1,164 трлн. в 2009 г.). Но основную нагрузку по финансированию этих отраслей, как и прежде, будут нести местные бюджеты. Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя установлен в сумме 577,362 тыс. Br против норматива 503,041 тыс. Br в 2009 г.

В 2010 г. из средств республиканского бюджета на меры социальной политики предусмотрено 3,024 трлн. Br, в т.ч. на соцзащиту — 5,8 млрд., пенсионное обеспечение — 1,396 трлн., молодежную политику — 15,2 млрд., помощь в обеспечении жильем — 1,3 трлн. Br. Для сравнения: за 11 месяцев 2009 г. — 2,4 трлн. (исключая средства ФСЗН).

Объем помощи регионам будет увеличен до 7,3 трлн. Br с 5 трлн. Br в прошлом году. Дотации местным бюджетам утверждены в объеме 5,535 трлн. Br. В т.ч. в бюджет Брестской области — 1,071 трлн. Br, Витебской — 937 млрд. Br, Гомельской — 1,014 трлн. Br, Гродненской — 835 млрд. Br, Минской — 680 млрд. Br, Могилевской области — 996 млрд. Br.

Субвенции на финансирование: расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены в сумме 635,365 млрд. Br; на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки — в сумме 433,667 млрд. Br; индексирование жилищных квот (по именным приватизационным чекам «Жилье») — 131,4 млрд. Br; на развитие сельхозпроизводства, инфраструктуры АПК — 567 млрд. Br.

Беспроцентные бюджетные кредиты областным бюджетам будут предоставляться по решению Минфина на покрытие временных кассовых разрывов, а по решению правительства — на реализацию инвестпроектов, под ставку 0,5% ставки рефинансирования Нацбанка.

Лимит внутреннего госдолга на конец 2010 г. установлен в размере 26,5 трлн. Br. Средства из бюджета на обслуживание этого долга будут направлены на исполнение гарантий правительства в обеспечение выданных банковских кредитов.

Основным источником финансирования дефицита бюджета станет внешнее финансирование на сумму 2,7 трлн. Br. Запланированное поступление от операций с госимуществом на сумму 2,479 трлн. Br позволяет лишь уравновесить изменение остатков средств бюджета (-2,474 трлн. Br).

Оксана КУЗНЕЦОВА