$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Под знаком качества

14.11.2008

   В нем приняли участие представители Комитета госконтроля, Минфина, МНС, Минэкономики, ряда других организаций, руководители 130 аудиторских фирм, около 100 предпринимателей. Со дня последнего подобного мероприятия в аудите накопилось немало вопросов.

  Участники семинара обсудили результаты проверок аудиторов контролирующими органами в нынешнем году (см. «ЭГ» № 71 за 12.09.2008), а также перспективы изменений нормативной базы аудита и повышения его качества.

  За 17 лет существования в республике аудит прошел большой путь. Как сообщил начальник управления аудита Минфина Н.Сорока, по итогам I полугодия 2008 г. выручка аудиторских фирм составила около 27 млрд. Br. Однако вклад аудиторов в экономику страны этим не ограничивается. Помимо уплаченных ими самими 7,3 млрд. Br по итогам проведенных проверок бюджет пополнился немалыми суммами. По словам замминистра финансов И.Заяша, от аудиторов ждут и активного содействия в привлечении инвестиций.

Числом и умением

   Чтобы эти задачи решались успешнее, в законодательстве вскоре должен появиться ряд новшеств. Одно из них — увеличение минимального количества в фирмах аттестованных аудиторов с 3 до 5.

   Такие нововведения чреваты новыми хлопотами для аудиторов. Ведь сегодня многие фирмы и так сталкиваются с нехваткой кадров. Сейчас в стране насчитывается 136 аудиторских организаций, а аттестованных аудиторов — 1238. Но из них 498 предпочитает работать самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой статус избавляет от многих проблем и позволяет поддерживать низкие цены (средняя стоимость одной проверки у фирм — 4,7 млн. Br, а у ИП — 1,5). Получается, что в среднем фирмы могут рассчитывать на 5,4 штатных работника. Впрочем, немало специалистов, имея аттестат аудитора, предпочитают работать бухгалтерами, преподавателями и т. п. А привлекать их на время не позволяет подп. 7.3 Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утв. постановлением Совмина от 17.10.2003 № 1346, требующий оказывать аудиторские услуги только силами штатных работников. Однако некоторые организации могут загрузить свой персонал лишь сезонно, а содержать его в период затишья им не по карману. Не в состоянии обычно сразу обеспечить объем работ вновь созданные фирмы. Тем не менее именно нарушение лицензионных требований в отношении штатной численности и наличия совместителей вызывает множество претензий контролирующих органов. К тому же нередко совместители числятся на нескольких фирмах, а порой, как свидетельствуют документы, и работы в разных местах выполняют одновременно. Подозрительны и случаи занижения и невыплаты зарплаты, длительных отпусков за свой счет и ряд других «хитростей», которые привели иных к лишению лицензий. Заметим, что требования к рабочей документации аудиторов исключают, как показал опыт последних проверок, возможность сокрытия подобных фактов.

  Что же будет, если норматив численности резко увеличится? Можно предположить, что произойдет слияние части фирм. Некоторые справятся с задачей самостоятельно, а кое-кто вынужден будет закрыться.

  Скажем, в России с 9.09.2003 г. в аудиторских фирмах также должно быть не менее 5 аудиторов. Но у наших соседей одновременно запретили проводить обязательный аудит предпринимателям, что заставило их наниматься в фирмы. В Беларуси же подобная норма не планируется. По мнению Минфина, субъекты хозяйствования должны иметь возможность выбирать аудит на свой вкус и карман. И спрос на более дешевые услуги мелких фирм и ИП у нас есть всегда. Предполагается, что руководители крупных предприятий сами сообразят, что их проверить могут только достаточно крупные аудиторские фирмы. Но желание заплатить поменьше порой значит куда больше, чем качество, которое неизвестно в чем состоит и непонятно как измеряется, говорит директор фирмы «Ажур-аудит» В.Пасевич. Он обратил внимание участников семинара и на проблему оценки предстоящей работы. При проведении тендеров на выбор аудиторов заказчик назначает сроки и требует назвать цену. Но данных о себе, объеме работ, состоянии учета не предоставляет. Получается, что цена формируется по догадкам. А ее обоснование, в основе которого должна быть трудоемкость, и планирование аудита приходится подгонять под уже назначенные цифры.

Что такое хорошо

  Если до недавнего времени проверки аудиторов сводились к сверке соблюдения лицензионных требований, то теперь встал вопрос о качестве аудита. Обычно в мире оно определяется соответствием оказываемых услуг аудиторским стандартам, роль которых у нас выполняют 38 правил аудиторской деятельности, обеспечивающие достаточно серьезную правовую и методологическую основу аудита в стране. Если, конечно, их не нарушать, что удается не всем.

  Куда проще оценить итоги работы аудиторов тем, будут ли в дальнейшем претензии к аудируемым лицам у контролирующих органов. А потому планируется, что аудиторы будут нести административную ответственность за невыявление налоговых нарушений у своих клиентов. Если налоговики таковые найдут и на предприятие будут наложены санкции, то штраф придется уплатить и аудиторам, если они выдали положительное аудиторское заключение: до 40 БВ на аудиторскую фирму и 20 — на ИП.

  То, что каждый должен отвечать за результаты своей работы, несомненно. Скажем, в США акт Сарбейнса-Оксли предусматривает многомиллионные штрафы и уголовную ответственность аудиторов и топ-менеджеров компаний в случае выявления фактов фальсификации финансовой отчетности. Но уплаты налогов это не касается. К тому же суды, где скрупулезно оцениваются все доказательства наличия и степени вины по таким случаям, длятся годами. А повышение риска соответствующим образом оплачивается. Но в Беларуси аудиторы обязаны подтверждать не только достоверность бухгалтерской отчетности предприятий, как в большинстве стран мира, но и соответствие совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Доказывать наличие ущерба, нанесенного неправильными сведениями, содержащимися в аудиторском заключении, слишком сложно. Более того, говорят аудиторы, нет понимания, для чего вообще нужен этот документ, как, впрочем, и бухгалтерская отчетность. А вот к правильности исчисления и уплаты налогов отношение у нас трепетное. Поэтому все большим спросом пользуется страхование аудиторского риска на случай вреда от невыявления нарушений. Тут все понятно. Кстати, страхование при обязательном аудите также является особым лицензионным требованием. Тем не менее аудиторы эти расходы не могут отнести на затраты, поскольку они относятся к добровольным видам страхования, не упомянутым в соответствующих указах Президента.

  Но и здесь есть проблемы: налоговые нарушения нередко оказываются ниже уровня существенности, рассчитанного аудиторами. Некоторые операции заведомо не попадают в поле их зрения, поскольку аудит проводится выборочно. На сплошную проверку у аудиторов нет ни времени, ни оплаты. Иные ошибки на достоверность отчетности не влияют. Но санкции за налоговые нарушения от критерия существенности не зависят.

  С другой стороны, неустранение выявленных аудитором нарушений законодательства в срок, установленный законодательными актами, влечет согласно ст. 12.31 КоАП штраф на клиента в размере от 10 до 50 базовых величин. Любопытно, что для применения этой нормы налоговикам нужно знать, какие именно ошибки обнаружил аудитор. Полный их список имеется лишь в письменной информации (отчете) по результатам проведения аудита, которая носит конфиденциальный характер. Но это затруднение легко преодолевает подп. 1.4 ст. 22 НК, обязывающий плательщиков представлять в налоговый орган среди прочего другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением. А поскольку «другими» может быть все что угодно, отчеты аудиторов тайной для ИМНС не являются.

Взгляд извне

  До качества ли тут? И как его все-таки контролировать?

  Нужно поручить эту задачу общественным организациям, полагает директор ООО «Силар» В.Силина, приводя в пример соседей. Скажем, в России проверками контроля качества 7,3 тыс. аудиторских фирм занимаются 5 аккредитованных Минфином РФ аудиторских объединений. Но за 3 года они успели охватить лишь 38% своих членов. А потрачено на эти проверки, в которых участвовал 641 специально обученный контролер, лишь за 2007 г. 5,7 млн. RUB.

  В Беларуси сегодня зарегистрированы две общественные организации аудиторов. Правда, об их деятельности давно никто не слыхал. А потому уместно спросить, можно ли доверить им столь ответственную задачу? Какими силами они ее выполнят? Согласны ли сами аудиторы, эти организации годами игнорирующие, начать активно в них работать и проверять друг друга? И пустят ли к себе в качестве контролеров своих же конкурентов?

  Впрочем, порой общественные организации с обязанностями регулирования и контроля не справляются. Поэтому в США в 2002 г. функции регистрации и контроля аудиторских фирм, разработки стандартов были переданы Совету по надзору за аудитом и бухучетом в публичных компаниях.

  Интересно, что сами аудиторы весьма позитивно оценивают очищение своих рядов от злостных нарушителей законодательства. И совершенствованию последнего, по их словам, будут только рады. Если, конечно, новые требования окажутся взвешенными и разумными.

***

   В нынешние неспокойные времена потребность в экономической информации становится все более важной. От аудиторов во многом зависит, будет ли она достоверной, а стало быть, насколько взвешенные решения примут на ее основе те, от кого зависит судьба отдельных проектов, предприятий и всей страны. Надо же знать, что на самом деле творится на балансе…

Леонид ФРИДКИН