$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Под знаком гласности

29.05.2007

Довольно жесткий график представления органами госуправления перечней административных процедур, а также предложений по их совершенствованию и рассмотрению материалов (38 ведомств должны это сделать с мая по сентябрь 2007 г.) вызывает некоторые опасения в возможности реального реформирования системы административных процедур. С другой стороны, многое зависит от того, как будет организована эта работа и насколько серьезными и квалифицированными окажутся предложения.

Валерий ФАДЕЕВ, советник Международной финансовой корпорации, заслуженный юрист Беларуси

В отличие от многих других кампаний по совершенствованию административных процедур, правительство постаралось придать максимум гласности и как можно шире учесть мнение независимых экспертов и предпринимателей. Так, в качестве субъектов, которые должны выступить обязательными оппонентами госорганов, названы Международная финансовая корпорация и предпринимательские объединения.

Схема работы по совершенствованию административных процедур для бизнеса выглядит так:

— ведомства готовят перечни совершаемых ими процедур и размещают их в открытом доступе (сайты ведомств, СМИ и др.);

— одновременно с этим ведомства рассылают материалы членам рабочей группы и экспертам, участвующим в ее деятельности;

— эксперты изучают материалы ведомств и готовят свои предложения. При этом ведомства обязаны по требованию экспертов направить своих представителей для совместного обсуждения проблем и выработки согласованных предложений;

— по итогам обсуждений ведомства будут представлять в рабочую группу предложения по совершенствованию процедур, а эксперты им оппонировать и при несогласии с аргументами ведомств отстаивать свои предложения. При этом ведомства должны обосновать сохранение той либо иной процедуры;

— по результатам обсуждения в рабочей группе ведомства должны будут принять рекомендованные группой меры, в том числе подготовить предложения по проектам нормативных актов.

Эта работа будет в какой-то мере предварительной, и ее результаты могут быть использованы непосредственно при подготовке проекта закона «Об основах административных процедур» (работа над ним уже ведется). Например, если будет принято решение перечислить все процедуры прямо в законе либо приложении к нему, то в дальнейшем это позволит оперативно привести в соответствие с законом все другие акты.

Сжатые сроки и масштабность задач требуют максимального участия всех заинтересованных. Правительство пошло на то, чтобы это произошло. Теперь многое зависит от экспертов, но не меньше непосредственно от субъектов хозяйствования. Все предприниматели имеют право высказаться по проблеме, и их мнение как людей, прошедших через административные барьеры, будет особенно важно. При этом нужно учесть такую немаловажную деталь: вряд ли все чиновники госорганов добровольно и сознательно захотят лишиться очередного «рычага влияния» на бизнес. Да и у экспертов не всегда хватит времени и потенциала, чтобы аргументированно возразить. Поэтому все заинтересованные могут принять непосредственное участие в реформе самыми разными способами: от анализа, все ли процедуры указало ведомство, до того, а нужны ли эти процедуры либо как их упростить.

Сделать свой вклад субъекты хозяйствования могут через обсуждение в предпринимательских объединениях, на сайте Reforma.BEL.BIZ (там же будут все необходимые методические материалы, в т.ч. критерии оценки административных процедур), а также направив предложения непосредственно в министерства и ведомства и рабочую группу.

Как показывают ежегодные исследования деловой среды в Беларуси, проводимые МФК, среди факторов, отрицательно влияющих на развитие малого и среднего бизнеса, предприниматели и специалисты регулярно на одно из первых мест ставят административные процедуры.

Следует напомнить, что эта тема была затронута главой государства в ходе недавнего послания парламенту и белорусскому народу. Касаясь вхождения в бизнес, А.Лукашенко тогда сказал: «Одна из стратегических задач в данном направлении — дебюрократизация административных процедур в отношении субъектов предпринимательства. Необходимо перестраивать как законодательство, так и мышление чиновников».

У нас всех есть уникальная возможность участвовать в одной из важнейших реформ, которая может значительно улучшить условия для бизнеса. Давайте не упустим такой шанс и не будем равнодушными, чтобы затем не сожалеть об этом.