$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОД ВЫСОКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ©

15.02.2013

Представлять интересы государства в хозяйственных обществах смогут высокопоставленные чиновники, а вознаграждения госпредставителей вырастут в 3 раза. Такие решения содержатся в Указе от 8.02.2013 № 74, которым вносятся дополнения и изменения в Указ от 19.02.2008 № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора».

В соответствии с Указом № 74 представителями государства в органах управления хозяйственных обществ смогут быть заместители премьер-министра, руководители республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству РБ, и их заместители — при назначении представителей государства Совмином, в т.ч. совместно с Нацбанком. Ранее представителями государства в органах управления хозобществ могли быть только работники, в т.ч. государственные служащие, госорганов и иных госорганизаций, уполномоченных управлять акциями (долями в уставных фондах) хозобществ (осуществляющими владельческий надзор), и иные граждане Беларуси, заключившие гражданско-правовые договоры с такими органами. Указом № 74 также установлено, что представители государства в органах управления банков, акции которых принадлежат РБ, назначаются Совмином совместно с Нацбанком.

Позиция представителя государства в органах управления хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, по вопросам отчуждения не только объектов недвижимости, принадлежащих этим предприятиям, но и долей в праве общей собственности на них, стоимость каждого из которых превышает 10 тысяч базовых величин, будет теперь определяться Совмином на основании предложений госорганов и иных госорганизаций, уполномоченных управлять акциями (долями в уставных фондах) таких обществ. Согласование с Президентом по этому поводу теперь не потребуется.

Кроме того, Указом № 74, вступающим в силу через 3 месяца после его официального опубликования, утверждены новые нормативы исчисления размера вознаграждения, выплачиваемого представителям государства в органах управления хозяйственных обществ. Так, при рентабельности предприятия до 10% (включительно) вознаграждение вырастет с 6 до 20 базовых величин в квартал, от 10 до 15% — с 9 до 25 БВ, свыше 15 до 25% — с 15 до 45 БВ, свыше 25% — с 18 до 55 БВ. Вознаграждения представителей государства в банках вырастут с 25 до 75 БВ в квартал. Напомним, что в соответствии с Указом № 100 вознаграждение представителям государства выплачивается за счет чистой прибыли.

Назначение представителем государства не избавляет от исполнения обязанностей по основному месту работы. Так что остается только гадать, сколько времени выкроят заместители главы правительства и руководители министерств и ведомств на то, чтобы участвовать в работе общих собраний акционеров и советов директоров, вникать в нужды и детали работы хозяйственных обществ, разбирать жалобы и конфликты работников и миноритариев, получая за эту «подработку» 2,5–7,5 млн. Br в квартал. Сумма, кстати, весьма скромная по сравнению с вознаграждениями членов советов директоров за рубежом. Например, КамАЗ за прошлый год выплатил им 23,873 млн. RUB (правда, в 2009–2011 гг. не платил ничего). Независимый директор «Норникеля» может рассчитывать на 250 тыс. USD в год, еще 129 тыс. — за руководство комитетом при совете директоров плюс компенсация расходов в пределах 68 тыс. USD в год.

Собственно, возможность назначения представителями государства в органах управления хозобществ и банков заместителей премьер-министра и руководителей республиканских органов госуправления по решению правительства и ранее допускалась постановлением Совмина от 16.05.2008 № 694, и такие прецеденты случались. Теперь же Указ № 74 окончательно легализует идею «кураторства» высокопоставленных чиновников над отдельными предприятиями, усиливая тенденции управления экономикой в «ручном режиме», еще больше расширяя комплекс особых прав и возможностей, которым в Беларуси обладает государство как акционер, — от доступа к информации до гарантированной Указом № 637 доли дивидендов. К сожалению, такой подход снижает инвестиционную привлекательность и эффективность предприятий с госдолей и резко отличается от мировой практики, где ведущую роль в корпоративном управлении играет институт независимых директоров. В Беларуси их роль минимальна, поскольку ни Закон от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», ни Банковский кодекс не требуют, чтобы в советах директоров было большинство независимых членов.

Впрочем, тенденции могут быть разными. Например, в России в 2011 г. по распоряжению тогдашнего президента Д.Медведева чиновники были выведены из состава советов директоров компаний с долей государства. Но в прошлом году они стали возвращаться обратно — в т.ч. уровня замминистра и начальника или замруководителя департамента. Теперь более 70% компаний ожидает либо возвращение чиновников в советы, где их уже нет совсем, либо увеличение количества госслужащих. Правда, в отличие от Беларуси, министры или вице-премьеры, как уверяют в правительстве РФ, в советы директоров входить не будут. Но там существенно увеличилось число формально независимых членов — профессиональных поверенных, голосующих по директивам Росимущества. Это объясняют «тактическим отступлением» — якобы в стране не хватает специалистов, но в будущем, по мнению Д.Медведева, в советах директоров госкомпаний должны работать только профессиональные директора, а госслужащие к 2016 г. вообще должны уйти из таких советов. Но 3 года — немалый срок, могут смениться люди, обстоятельства и приоритеты. Пока же, по-видимому, усиление роли государства — неотъемлемая черта евразийской экономики.

Леонид ФРИДКИН