$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Под венчурное финансирование

29.01.2008

Об этом сообщил на пресс-конференции, посвященной Дню белорусской науки, заместитель председателя Госкомитета по науке и технологиям Игорь ВОЙТОВ.

По его словам, за 11 месяцев ушедшего года в рамках реализации государственных научно-технических программ, в т.ч. завершенных в прежние годы, новой продукции было выпущено на 354 млн. USD, или в 1,1 раза больше, чем за аналогичный период 2006 г.

В то же время, по словам И.Войтова, развитие инновационных процессов в республике требует новых подходов к управлению ими. Например, уже достаточно громко заявил о себе Парк высоких технологий — объем выручки от реализации произведенной здесь продукции менее чем за год вырос «в десятки раз». Приняты решения о создании подобных структур (научно-технологических парков) на базе Полоцкого и Гродненского госуниверситетов, о развитии Парка в Гомеле (на базе бывшего предприятия «Ратон») и в Бресте.

Проблема в том, что государственные вузы в соответствии с Гражданским кодексом не могут создавать инновационные структуры, деятельность которых предполагает получение прибыли. Требуется принятие нормативного правового документа, который предоставил бы им право и возможность активно участвовать в формировании инновационной среды, тем более что вузовская наука уже теперь вносит весомый вклад в техническое и технологическое обновление отечественной индустрии.

В республике имеется пока что единственная (к тому же в «урезанном» виде) венчурная организация — Белорусский инновационный фонд.

Венчурная деятельность — дело рискованное. Как показывает зарубежный опыт, примерно половина госресурсов, направляемых на финансирование исследований и программ на возвратной основе, обратно в бюджет в виде прибыли от реализации проектов не поступает. И хотя отдача от второй половины может быть довольно высокой и в целом окупить весь заем, тем не менее данное положение противоречит отечественному законодательству, главным образом в части того, кто и как будет страховать эти риски.

С целью выработки соответствующего механизма, сообщил И.Войтов, создана рабочая группа во главе с одним из заместителей премьер-министра и председателем Нацбанка, которая до конца года должна подготовить проекты трех взаимоувязанных законодательных актов: о белорусской венчурной компании, о венчурной деятельности и о трансфере технологий.

Взаимодействие в сфере инновационной деятельности многих государственных органов и наличие при этом многих правовых «нестыковок» требуют ускорения работы над проектом закона о государственной инновационной политике (см. «ЭГ» № 79 за 2007 г., публикация «Преждевременный или запоздавший»). Он позволит устранить разногласия при реализации государственной инновационной программы с рядом действующих нормативных актов, в частности, с законом о налогах и сборах, тем же Гражданским кодексом, что в конечном счете будет способствовать увязке научного цикла с производством. В настоящее время, посетовал И.Войтов, практически готова четвертая редакция проекта, но по-прежнему имеется очень много возражений со стороны различных финансовых, экономических и юридических ведомств, что сдерживает принятие этого нормативного правового акта. А без него продвижения вперед в отечественной инновационной политике не будет.

Федор ЗАЯЦ