Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
26.07.2011 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОД ПРЕССОМ ОЦЕНКИ И НЕДОВЕРИЯ

Информационный фон минувшей недели был насыщен заявлениями, мероприятиями и комментариями, призванными подтвердить, что наша страна выполняет обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС, данные при получении стабилизационного кредита, в частности, в отношении приватизации.

Информационный фон минувшей недели был насыщен заявлениями, мероприятиями и комментариями, призванными подтвердить, что наша страна выполняет обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС, данные при получении стабилизационного кредита, в частности, в отношении приватизации.

Тон задал премьер-министр М.Мясникович, заявивший в интервью спутниковому телеканалу Russia Today, что «мы открываем экономику для реального и облегченного доступа нашим партнерам по Таможенному союзу… Наши российские партнеры всегда будут иметь преимущественные права». Однако последовавшая далее «наживка» о переговорах в отношении объектов нефтехимического комплекса не вызвала доверия. Так, британский журнал Business New Europe назвал их «знакомым рефреном со стороны Беларуси, за которым вряд ли стоит что-то серьезное».

Пояснения к тому, что именно стоит за готовностью правительства использовать ресурс приватизации, последовали от чиновников Госкомимущества (ГКИ). В частности, начальник управления учета и распоряжения акциями Фонда госимущества ГКИ Анна Корниевич рассказала о том, что в план приватизации объектов госсобственности на 2011–2013 гг. будут внесены дополнения. Например, концерн «Беллегпром» предложил к приватизации практически все свои предприятия. Планируется выставить в этом году на продажу и ОАО «Белгипс».

Председатель ГКИ Георгий Кузнецов на пресс-конференции сообщил, что доход государства от приватизации малых и средних 180 предприятий в этом году оценивался до девальвации в 620–650 млн. USD. Он напомнил, что план приватизации не включает сделки с пакетами акций крупных субъектов. А ведь только от продажи 50% акций «Белтрансгаза» страна рассчитывает получить 2,5 млрд. USD. Комментируя проблемы, связанные с воплощением в жизнь плана приватизации, чиновник особо отметил оценку стоимости активов. В соответствии c законодательством объекты, расположенные в столице и Минской области, необходимо выставлять по рыночной стоимости, а остальные — по балансовой. Пока лишь часть предприятий оценена по рыночной стоимости.

Между тем используемая в Беларуси госорганами методика оценки активов, основанная на их балансовой стоимости, стала проблемой институционального характера, подчеркнул эксперт Немецкой экономической группы Роберт Кирхнер, выступая на семинаре, организованном Институтом приватизации и менеджмента. По его мнению, оценка активов — ключевое препятствие на пути приватизационных сделок в нашей стране. «Согласно общепринятым критериям оценки, применяемым в бизнесе и в приватизационных сделках, стоимость предприятия определяется по методу дисконтированных денежных потоков (DCF). В мире ценовые предложения инвесторов основываются на оценке ожидаемых денежных доходов, которая корректируется на уровень страновых рисков. Введение в Беларуси современных методов оценки позволит снизить вероятность крайне нереалистичных ценовых запросов со стороны органов госвласти. То, что белорусская оценка завышена, позволяет думать и анализ торгов акциями аналогичных предприятий на бирже РТС. Первым шагом к изменению методологии определения стоимости белорусских предприятий может стать практика расчетов балансовой стоимости на основе международных стандартов», — подсказал эксперт.

Р.Кирхнер раскритиковал приватизационный опыт Беларуси, основанный на крупных двусторонних сделках вместо открытых торгов. «Транзакции с одним участником говорят о непрозрачности сделок. Необходимо нацеливаться не на точечную, а на широкую приватизацию, которая бы проводилась в прозрачном формате и исполнялась бы профессионалами», — полагает Р.Кирхнер. В связи с этим он приветствовал создание в нашей стране Национального агентства приватизации и инвестиций. По мнению эксперта, агентство должно стать единственным ответственным институтом, в компетенцию которого входит подготовка предприятия к приватизации через открытые, международные, прозрачные и конкурентные торги. Агентство должно быть подотчетно правительству и контролироваться наблюдательным советом. Сегодня в совет под председательством премьер-министра входят еще 10 членов: из Администрации Президента, Минэкономики, Минфина, ГКИ и др. Однако, как показывает мировой опыт, эффективнее те агентства, в наблюдательный совет которых входят независимые представители частного сектора, обладающие безукоризненной репутацией и глубокими знаниями процесса приватизации. Важный аспект — уровень компетенции агентства в отношении определения размера приватизационных сделок. По мнению зарубежного специалиста, нынешнего уровня (10 000 БВ) недостаточно, он должен быть увеличен. В противном случае вряд ли следует ждать существенных подвижек при проведении приватизации. «Низкий уровень компетенции в принятии окончательного решения по отдельным предложениям характеризует слабое учреждение, которое не в состоянии привлечь крупного инвестора».

Р.Кирхнер напомнил, что Австрийский трастовый фонд выделил агентстсву 5 млн. USD на привлечение для сопровождения приватизационных сделок иностранных специалистов и консультантов. Их опыт должен помочь органам госуправления ориентироваться на мировую практику, в т.ч. в реформировании условий продаж. «Общепринято согласовывать с инвесторами, помимо цены, определенные условия приватизации. Однако это должно делаться с учетом интересов и нового владельца. Ведь ограничения в свободе развития активов могут привести к падению интереса к сделке или к снижению ее цены. Некоторые условия продажи могут быть вполне рациональными и обоснованными, а общий их перечень должен быть открыт и доступен для всех заинтересованных», — подчеркнул эксперт. На вопрос о том, нужно ли убирать все условия для труднопродаваемых предприятий, Р.Кирхнер ответил отрицательно. «Снять все условия нельзя — безответственно. Но необходимо при высоких требованиях балансировать низкой ценой сделки, привлекательным размером пакета», — посоветовал он.

Примечательно, что мнения независимого эксперта и руководителя ГКИ по поводу реформирования условий продаж совпадают. Так, Г.Кузнецов в ходе пресс-конференции признал, что из-за финансовых условий, которые выставляют министерства и ведомства, пакеты акций часто остаются нереализованными. За полтора месяца ГКИ удалось найти покупателей лишь для 10 предприятий и пополнить бюджет на 38 млрд. Br, хотя для продажи на аукционах и конкурсах выставлялось в два раза больше субъектов хозяйствования. Поэтому для того, чтобы в дальнейшем пресечь появление непонятных условий продажи предприятий, Госкомимущество приняло решение рассматривать и утверждать условия коллегией ГКИ.

Более привлекательные активы Госкомимущество планирует начать выставлять на продажу с сентября. Добавить результативности этому процессу ГКИ удастся, если сумеет преодолеть сопротивление многочисленных противников приватизации — директоров, поддерживаемых местными органами власти, министерствами и ведомствами. По оценке чиновника, руководители многих предприятий, вошедших в план приватизации на 2011–2013 гг., поняли, что с приходом новых собственников могут лишиться своих должностей, т.к. не смогли обеспечить эффективную работу. Теперь они начинают будоражить коллективы, запугивать, срывать конкурсы и аукционы. «Так, например, было с Лидским заводом пищевых концентратов, который пытались продать по конкурсу на условиях, выдвинутых концерном «Белгоспищепром». Когда дошло дело до конкурса, когда появились хорошие инвесторы, у которых большие рынки сбыта, конкурс сорвался», — припомнил руководитель ГКИ.

Он добавил, что министерства и ведомства серьезно не занимались предприятиями, которые вошли в план приватизации, и сегодня своими действиями мешают продаже активов. «Сначала вносят предложения продавать предприятия, а как только начинаем объявлять дату конкурса или аукциона, присылают письма, что передумали», — живописал Г.Кузнецов. В такой ситуации ГКИ намерено проявить твердость и не обращать внимания «на телодвижения директоров, препятствующих приватизации». В конце концов стабилизационный кредит будет поступать частями в ближайшие три года, а стране необходимо как минимум 6 млрд. USD в этом году. Поступления ПИИ от приватизации — то самое лекарство, которое позволяет корректировать дефицит платежного баланса и увеличить долю частного сектора в экономике — основу долгосрочного ее роста.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений